Внезапно! на блог «Литературная мастерская» врывается первая гостевая статья! Сегодня редактор и автор детских книг Александра Хоменок поделится с нами опытом в нелегком деле поиска художников в сети. Без лишних слов представляю вам ее статью и надеюсь, что эти советы окажутся для вас полезными.
КАК НАЧИНАЮЩЕМУ АВТОРУ НАЙТИ ИЛЛЮСТРАТОРА?
Иллюстратор – второй рассказчик. Именно поэтому от того, кто и как воплотит ваших героев, на половину зависит успех книги (а то и на все 90%, если вы пишите для детской аудитории).
Свои книги я издаю сама, поэтому и иллюстратора ищу и выбираю сама. Если вы планируете пойти тем же путем, т.е. издаваться независимо от издательства, эта статья для вас. Эта история о том, как я нашла иллюстратора для двух своих детских книг, не имея опыта подобного поиска. На старте я имела: строго ограниченный бюджет, рукопись, примерное представление о том, что хочу видеть на рисунках, и нулевой опыт работы с иллюстраторами-фрилансерами.
Перед началом поисков на биржах фриланса, я пошла легким путем и стала искать иллюстратора среди знакомых (и знакомых знакомых), чтобы минимизировать вероятность внезапного исчезновения фрилансера (да, такое бывает) и работать с кем-то относительно надежным. Мои попытки успехом не увенчались – все, с кем я связывалась, были заняты. Возможно, вам повезет.
Дальше – биржи. Чтобы не погрязнуть в поисках, остановилась на двух биржах: behance.net и illustrators.ru, их мне советовали те самые занятые художники. Первым делом я отсмотрела несколько десятков художников, выбрала тех, чьи рисунки мне понравились, и написала им.
Как искать рисунки?
Во-первых, ищите по ключевым словам. Прежде всего, тех, кто уже рисовал персонажей, похожих на ваших. Например, если ваша история по корабли или ежиков, забивайте в поиск «корабль» или «ежик». Если вас интересуют исключительно детские иллюстрации или готические, также внесите эти критерии в поиск.
Во-вторых, по навигации сайта. Illustrators.ru дает возможность выбрать стиль и технику. Можно также положиться на выбор редакции, кликнув по соответствующей вкладке на главной странице.
Кстати, важное наблюдение: мое видение стиля потенциальных иллюстраций немного поменялось в процессе изучения портфолио. Если сначала я представляла своих персонажей одними, то после 50-го портфолио стало понятно, что фантазия у художников богаче моей собственной.
На behance.net иллюстраторы отвечали неоперативно, переписка шла туго. В итоге, с некоторыми иллюстраторами мы не сошлись в цене. Например, один иллюстратор только за разработку обложки просил половину моего бюджета. Некоторые были заняты. На illustrators.ru таких оказалось 80%. А те, что были свободны, наверное, на той стороне экрана хихикали над моим финансовым предложением и... писали, что тоже заняты. Это не беда – под любой бюджет можно найти достойного исполнителя.
Поэтому было решено создать вакансию на illustrators.ru. Меньше, чем за неделю, мне пришло более 80 откликов и личных сообщений. Этого мне хватило с лихвой, чтобы найти «своего» художника.
Как написать предложение о работе?
Предложение должно быть емким и описывать те ваши требования, от которых не должен отступать ни один претендент. В заголовке укажите, кого вы ищите, например: «Нужен иллюстратор для детской книги». Кроме этого, обязательно укажите в предложении:
- что требуется на этапе отбора (например, количество и цветность эскизов);
- технику (графика, живопись, карандаш или «любая»);
- что должно быть на эскизах (герои и/или обстановка), их короткое описание или указание, что пришлете описание по запросу откликнувшимся;
- какими вы видите рисунки (наивными, мультяшными, строгими, готическими);
- на кого рассчитана книга (возраст, пол или особые признаки вашего потенциального читателя);
- срок предоставления эскизов;
- бюджет;
- порядок расчетов (предоплата (процент, сроки, условия) или оплата по факту сдачи работы);
- количество иллюстраций;
- срок выполнения основной работы.
Вот пример:
«Добрый день! Требуется художник для создания иллюстраций к детской книге. На данном этапе от вас два эскиза: главной героини и сказочной обстановки по описанию. Рисунки должны быть ... (как вы их видите). Техника – на ваше усмотрение (или конкретизировать). Сказка ориентирована на ... (опишите, кто ваш читатель). Героиню представляю ... (или «Описание пришлю по запросу»). Срок исполнения работы ..., количество иллюстраций ... Бюджет за проект ... Оплата по факту одобрения работы (или, например, предоплата 50% после одобрения половины работ). Жду откликов до ... Всем заранее спасибо!»
Ремарка о бюджете.
Подхода к формированию бюджета может быть два.
Первый – вы изучаете предложения иллюстраторов, которые вам нравятся, и формируете среднюю цену за рисунок. Затем умножаете на количество рисунков в вашей книге, и вот она сумма.
Второй – фиксированная сумма, которую вы определяете независимо от средней цены на рынке. В этом случае уже выбирают вас, и здесь остается надеяться, что среди откликнувшихся окажется тот, чьи работы будут соответствовать вашему видению стиля будущих рисунков. Как правило, у иллюстратора есть свои таксы, но договориться можно, например, увеличив срок выполнения работы или уменьшив детализацию рисунка.
Как выбрать иллюстратора?
Это самый сложный этап, его распишу по пунктам.
1. Напишите тем откликнувшимся, кто вам железно понравился. К сожалению, половина из них отпадет по причинам от вас не зависящим (кто-то автоматически отправил отклик, не вчитавшись в задание, кто-то уже занят, кто-то передумал).
2. С оставшейся половиной обсудите детали, которые вы опустили при описании предложения о работе. В моем случае это были вопросы оплаты эскизов (их оплата не предполагалась), детализации будущих рисунков (есть разные степени, и у иллюстратора могут быть свои правила прорисовки под ваш бюджет), а также цветности эскизов. В процессе переписки «отвалится» еще треть претендентов. Остальные – ваши потенциальные соавторы.
3. Делайте запрос на эскизы. И ждите. В это время еще раз изучите список откликнувшихся. Возможно, при первом просмотре портфолио вы упустили кого-то стоящего. Напишите им. Результат может быть неожиданным. Один из откликнувшихся, которого я пролистала при первом «прогоне», стал одним из двух моих финалистов.
4. Отсматривайте – думайте – отсматривайте. Выбор понравившихся эскизов – дело субъективное. Если что-то зацепило, но сомнения остаются, узнайте, может ли иллюстратор прислать еще варианты, например, в цвете (если изначально были заявлены черно-белые эскизы). Лучше, конечно, этот момент оговорить заранее в предложении, чтобы не тратить время на лишнюю переписку.
5. Все, выбрали! Когда вы определились с фаворитами, самое время обсудить юридические вопросы (опять-таки, их можно заранее включить в предложение или прояснить на этапе 3). К передаче прав на свои работы разные иллюстраторы относятся по-разному. Чтобы обсуждать юридические вопросы, решите для себя, какие права на рисунки вы хотите забрать (и вообще, хотите ли), и лишь после этого предлагайте). Иллюстраторы с опытом могут сами предложить вам схему работы, начинающие – вряд ли. Но в любом случае, лучше быть минимально подкованным.
Мой иллюстратор согласилась уступить исключительные права на свои эскизы и рисунки на весь срок действия авторского права. Мы подписали договор уступки исключительного права и в качестве приложения сделали отдельный документ, на котором разместили миниатюры переданных изображений. В договоре прописали количество переданных рисунков, а также другие признаки, по которым их можно идентифицировать (к какому произведению готовились рисунки, а также что «передаются изображения, подготовленные как на этапе проведения отбора, так и конечные версии рисунков»). На практике это означает, что я могу использовать рисунки по своему усмотрению, в т.ч. в рекламных кампаниях, на своих страничках в соцсетях и т.д., не спрашивая согласия иллюстратора. При этом за иллюстратором сохраняются его неотъемлемые права, например, право авторства и право на имя.
Собственно, на этом этап поиска закончен. Да, важный момент, который стоит обсудить с иллюстратором на «берегу», т.е. на этапе принятия решения о совместной работе или сразу после него: сколько раз иллюстратор готов вносить правки по вашим замечаниям. Знаю художников, которые правят свои работы дважды и все. Если вы что-то упустили в процессе двух согласований, изменения только за доплату. Но есть и такие, которые после сдачи работы и расчета вносят исправления по просьбе автора бесплатно. Надеюсь, вам повезет!
Александра Хоменок,
редактор, автор детской книги «Ellis and Mr.Christmas»
Очень интересно, спасибо!
Не за что, Геннадий! Успехов!
Полезная информация. Как раз искал подобное. Спасибо.
Огромное спасибо за подробный рассказ о поиске иллюстратора!Мне он очень помог!
Не будет ли автор столь любезна и поделиться как правильно составить Договор с иллюстратором?Мы договорились о эксклюзивном праве заказчика на иллюстрации и эскизы.
На ФБ у меня не работает почему то Мессенджер и,поэтому,я не могу общаться с автором там.
Agnessa, поделюсь, конечно! Напишите мне на эл. почту ellissbox@gmail.com
Спасибо большое за статью! Очень полезная! Подскажите, есть ли у вас на сайта шаблон договора с иллюстратором? Или может можно вам лично написать ? Сможете ли вы таким договором и со мной поделиться?
Админ, очень прошу об одолжении. Если есть связь с Александрой Хаменок, скажите, что я ей отправил письмо на электронку, которую она здесь указала. Нужна ее помощь по работе с иллюстраторами!
Заранее мерси и данке шон!)
serg, маякнул ей на почту. Можете попробовать ещё написать в фейсбуке, вдруг.
Заказчики офуели в край, мало того, что размышляют, платить или не платить после проделанной работы, так ещё и ищут, как бы получше облапошить и снизить цену до минимума. И начинается: набиваются в «друзья», друзья же могут и бесплатно тебе сделать; «эта работа мне не понравилась, за нее не заплачу», любимый прикол их это сначала сказать что там всего-то работы чуть-чуть, а по мере выполнения вылезают всё новые подробности и вот уже ты ебашишь за копейки то, что по-хорошему стоит несколько тысяч.
ЩАЗ, ну с нашим рабоче-крестьянским прошлым написание текстов и рисование картинок вообще не считается за работу. Стенгазеты вон рисовали на общественных началах, и ничего, не вякали, а тут денег им захотелось... Но горевать не стоит, со временем, лет через 10-20, и это изменится.