Д. Глуховский «Текст»

Дмитрий Глуховский, что ни говори, величина на нашей камерной литературной сцене весьма заметная. Пожалуй, каждый читающий в этой стране хоть раз слышал это имя. Но покуда писатель Глуховский пребывал в стане фантастов и ваял шедевры на тему постапокалиптического будущего, он меня мало интересовал. Но вот в 2017 году выходит его роман «Текст», позиционирующийся издательством как реалистическая проза. А это, уж простите, моя негласная юрисдикция. И стало мне интересно, а как проявит себя завзятый писатель-фантаст в деле написания серьёзного бытового романа? Как справится без костылей фантастических допущений и дымовых шашек яркого антуража? И я взялся за его «Текст»…

Глуховский «Текст»

Д. Глуховский «Текст»

События романа «Текст» разворачиваются в городе Москве и его пригороде Лобне в 2016 году. На первых страницах мы знакомимся с главным героем – Ильёй Горюновым, возвращающимся домой, в Лобню, после семи лет отсидки. Автор доводит до нас нехитрую предысторию – Илья был осуждён незаконно, ему, в то время двадцатилетнему беззаботному студенту, во время антинаркотического рейда в ночном клубе подбросил пакетик с порошком сотрудник наркоконтроля. И вот наш герой возвращается домой, но квартира пуста и не заперта, а соседка рассказывает, что Илюшина мать умерла, сердце, пару дней не дождавшись сына. Тело матери в морге, надо забирать и хоронить. Ошеломлённый от таких известий Илья оказывается один в опустевшей квартире, пьёт водку, а потом срывается в Москву – вершить правосудие над обидчиком. Имя подонка он запомнил ещё на суде – Петя Хазин – и через соцсети Илья выслеживает, в каком ночном клубе его нужно сегодня искать. Подкараулив подпитого Петю на выходе и отозвав в сторонку, Илья убивает мента ножом. Тело оттаскивает и сбрасывает в канализационный люк, а себе забирает трофей – шестой айфон, принадлежавший убитому. И с этого часа Илья начинает через телефон жить чужой жизнь и выдавать себя за Петю.

«Текст» представляет собой, по сути, криминальную драму, чем-то напомнившую мне книги про воров и ментов, наводнившие прилавки и книжные развалы в девяностых и начале двухтысячных. Здесь с одной стороны – главный герой, осуждённый по беспределу, а с другой – главгад, криминализированный сотрудник правоохранительных органов. Расклад сил ясен с самого начала, а финал легко предсказуем.

В романе фигурирует около десятка персонажей, но наше внимание сосредоточено только на двух – на главном герое Илье и антагонисте Пете, остальные выполняют чисто служебные функции. Я не уверен, что так и планировалось, но герои получились исключительно странные. Петя Хазин – карикатурный мерзавец, почти такой, какими изображали жадных и озверевших империалистов на известных советских плакатах. Петя – сухарь, эгоист, опьянённый властью и вседозволенностью коррупционер, торговец наркотиками, наркоман, бесчувственная тварь, подбрасывающая порошок попавшемуся под горячую руку студенту, беспринципная сволочь, подставляющая и предающая собственного отца, доводящая любимую девушку до аборта. Мент Петя Хазин – не человек, а буквально внучатый племянник Вельзевула, завсегдатай девятого круга ада. Таким видит и демонстрирует нам отдельно взятую единицу прогнившей системы автор. Однако уже здесь внимательный взгляд может разглядеть обидную нестыковку: нашего инфернального Петю, который разве что копытами младенцев не топчет, безумно любит умница и красавица Нина, студентка-провинциалка из Минска, девушка чистой души, сущий ангел во плоти. Это ли не чудо?! Ну и спрашивается, если наш Петя – такое мерзопакостное чудовище, как такая искренняя любовь вообще возможна? Ну раз девушка любит, значит, нашла, разглядела в нём какие-то светлые качества? А вот автор навязчиво суёт нам под нос одну сторону медали, персонаж нужен ему как функция, как злобный антагонист, выжигающий всё на своём пути. Надо понимать, что Петя, генеральский сынок, выкормыш ненавистной системы, олицетворяет плод порочной вертикали власти – только олицетворяет уж слишком карикатурно. Сюда же относится Петин отец-генерал, трахающий проституток в бане и приобщающий сына к этому виду досуга; высокий чин в ФСБ, мечтающий этого старого генерала сместить и поставить на его место своего человечка; двое сотрудников наркоконтроля, Петиных коллег, замешанных в схеме продажи конфискованного порошка. Словом, в книге нет ни одного хоть сколь-либо порядочного мента. Посыл, я думаю, ясен. Однако же, как по мне, мысль о том, что все сотрудники внутренних органов – исчадия ада, настолько же однобока и одиозна, как пропагандистские крики о том, что в Европе живут одни гомосексуалисты. Хотя ощущать себя Д’Артаньяном всегда приятно, тут не поспоришь.

Но что же наш главный герой? Любопытно, что герой Илья, начинавший путь как безвинная жертва системы, по ходу развития истории, отчаянно противостоя этой самой прогнившей людоедской машине, сам сползает в области морального ничтожества. И это поразительный факт, у Глуховского гниёт даже то, что активно противостоит гниению. Протагонист Илья вместо того, чтобы организовать похороны матери и начать новую жизнь, становится убийцей, организует сделку по продаже наркотиков, попутно толкает порошок и тем самым отправляет на тот свет ни в чём не повинного персонажа Гошу, разрабатывает план бегства в Колумбию с целью спасения собственной шкурки и, в конечном итоге, так и не хоронит мать. Бедняга настолько погружается в телефонную жизнь мента Хазина, что забывает начать жить сам, забывает отдать последний долг самому важному в его жизни человеку. Да, Илья совершает благие поступки (пытается помирить мёртвого Петю с родителями, спасает Нину, отговаривает её от аборта), но абсолютный контраст его поступков диктуется совсем не логикой характера, а скорее требованиями разворачивающегося сюжета. Именно поэтому характер самопроизвольно разваливается, и в лице Ильи мы получаем очередного невразумительного, запутавшегося и раздраенного героя, которому совершенно не хочется сопереживать.

К сожалению, «Текст» — это отнюдь не история борьбы человека и мрака, как на секунду хотелось бы вообразить. Несчастный Илья погрузился во мрак не в тот момент, когда взял в руки Петин айфон и зажил его жизнью, а именно тогда, когда ударил мента ножом в горло. Мрак уже жил в нём. Да, это история о беспросветном мраке, в котором автор видит наше унылое сегодня. Глуховский рисует картину, в которой добрые мало чем отличаются от злых. Где есть только чёрный цвет и бесконечное количество его оттенков. Имеет право, тут не поспоришь. Вопрос лишь в том, как сам автор существует в этом проклятом тёмном царстве и как среди поражённых чумою существ видит своё светлое будущее?

Добавляет мраку и огромное количество мата. В тексте его очень много. Прям чересчур.

Что в итоге? В итоге, в который уже раз мы вынуждены лицезреть, как любопытную и перспективную идею упаковывают в проходной и откровенно банальный сюжет. Схема, в общем-то, стандартная для современной русской фантастики. Мы видели подобное у Лукьяненко, у Дьяченок, теперь вот присоединился Глуховский. Печально. Роман «Текст» – это яркий пример того, как под сильную идею подобран слабый материал, который не только не даёт этой идее засиять и раскрыться, но и стягивает одеяло читательского внимания на себя, диктует логику поступков, привнося совершенно ненужные, нелогичные факты в личное дело героев. В очередной раз мы стали свидетелями, как писатель зарезал идею в интересах сюжета, больше заботясь о том, чтобы читатель прочитал его книгу до конца, а не о том, что читатель подумает после.

Оценка: 6 из 10.

На этом всё на сегодня. Как всегда жду ваши мнения в комментариях. До скорой встречи!

Д. Глуховский «Текст»

18 комментариев для “Д. Глуховский «Текст»

  1. Спасибо за обзор. Такое впечатление, что в современной прозе отсутствуют увлекательные и при этом не «чернушные» произведения. Кстати, я не вполне понял, как этот Илья умудрялся выдавать себя за абсолютно другого человека, причем с которым он, вроде бы, даже не был близко знаком? Это, по-моему, как раз из разряда фантастики.

    А еще что являлось кульминацией произведения? Пырнул ножом мента? Но это, вроде бы, в начале книги...

  2. Дмитрий, ну засилье чернушных и, говоря обширней, минорных сюжетов для меня понятно и легко объяснимо. Такое сейчас время, слишком много внутренних противоречий скопилось в обществе. Меня и самого к этому упадничеству неуклонно тянет.

    Вообще, Д. Глуховский, на мой взгляд, автор с перспективой и достоин внимания. Я смотрел пару его выступлений и могу сказать, что он правильно понимает положение писателя в обществе. Но опять же, упор на сюжет, что мы увидели в «Тексте», это обращение к массовому, но бездумному читателю, и, как мне кажется, в большой серьёзной литературе с таким подходом ловить нечего. Да и сама идея, знаете ли... Нужно ли писать роман о том, что система прогнила, если можно зайти на «Сноб» и там прочитать об этом в каждой первой статье? Для чего, для кого...

    Герой выдавал себя за другого, пиша смски и сообщения в ватсапе, один раз отвечал на звонок в вагоне метро. Родным врал, что находится на внедрении, начальству — что забухал. Инфу черпал из истории переписки, личных видео и фото. Ну, понятно, что всё это — та же фантастика, только в повседневном антураже.

    Кульминация в книге, насколько я понял, это момент, когда герой решал, куда деть бабки от сделки — купить себе загран и свинтить в Колумбию или устроить матери похороны. Такая у него была дилемма.

  3. Согласен, ход, перевоплощения по средствам смартфона, классный, но придумал его какой-то сценарист, а Глуховский попросил разрешение использовать это в книге. Даже после столь внушительной рекламы, в виде отличной рецензии на «Текст» безымянным автором (надеюсь пока) этого блога, я бы читать книгу не стал. Мне хватило аннотации: «реалистический роман, повествующий о нескольких днях из жизни студента-филолога Ильи, вернувшегося в Москву после тюрьмы. Герой решает отомстить Петру Хазину — лейтенанту ФСКН, который семь лет назад отправил Илью за решётку, подкинув наркотики.» Серьезно? Самые затасканные штампы из «Лихих Девяностых» снова в моде? Это стеб или автор действительно хочет поговорить о борьбе света и тьмы внутри человека, о проекции выбора между матерью и любимой, как между прошлым и будущем, свободой и несвободой (не знаю конкретно между чем и чем там выбор, конфликт), и начинает свою историю ментом, подкинувшим наркотики? Это все, на что способно воображение автора или мощный символ «архетипической» несправедливости для повышения тиража? В любом случае для меня это слишком большое фантастическое допущение для «реалистического романа» и я позволю себе пройти мимо этого текста.

  4. Очень интересный обзор книги и взгляд на сюжетную линию. Не читала этот роман, но идея жить чужой жизнью через сообщения в телефоне интригует...потому как каждый за экраном телефона может быть не тем кто есть на самом деле и тут это видимо очень раскрыто. Опят таки, не читала, но по вашему описанию сюжета делаю вывод что цельне была показать яркий антогонизм, а через главных героев все же ярко описать гниющее общество и что каждый может скатится о уровня Пети, имея в душе хоть сколько нибудь малую часть зла. Любопытно, не скрою, но наверное я бы не читала этот роман вообще. Количество мерзких и отвратительных людей вокруг нас зашкаливает всевидимые и невидимые границы, поэтому я не удивлена что гг съехал в результате до уровня Пети)

  5. Полного текста романа в свободном доступе нет, тот отрывок, который доступен, меня абсолютно не удовлетворил, а покупать книгу, во-первых, глупо, если автор не твой, а во-вторых, зачем? Затем, чтобы еще больше удостовериться, что и предоставленный отрывок даёт представление о художественных достоинствах и недостатках текста. О первом и говорить не приходится. Пафос либерального обличительства буквально хватает читателя за горло: всё так плохо, ужасно плохо, что хочется взять молоток и разнести к едрене фене весь этот экран и заменить на американский. Но дело-то в том, что даже это у уважаемого Глуховского НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ, потому что Глуховский из среднего зажравшегося и провонявшего американским продажным либерализмом класса, и этот класс не в силах родить талант, который бы создал такую картину надрыва, такую драматургию, которая бы реальной взорвала роман. Я больше чем уверен, что существует заговор либералов использовать русскую литературу в политических целях. Поэтому и печатают серую, пресную, убогую прозу, потому что у них не хватает талантов, нет в среде либералов гением. И это ПРАВИЛЬНО!

  6. В.В., то чувство, когда 6/10 от админа идёт за рекламу. Кайф! 😀

    Александра, читать не советую. Идея, действительно, была показать гнилое нутро современного российского общества, а особенно — силовых структур. Задумка с телефоном пришита ко всему этому белыми нитками, ни то, ни другое не помогает друг другу раскрыться.

  7. Поняла, спасибо за совет, читать не буду. Придерживаюсь мнения, что еще не все общество прогнило окончательно, надежда она умирает последней) поэтому наверное глуховскому надо было дать бабочку на дне ящика...но не мне судить)

  8. Александра, совершенно верно, очень странно думать, что прогнило насквозь всё и вся. Я недаром и написал: «Вопрос лишь в том, как сам автор существует в этом проклятом тёмном царстве и как среди поражённых чумою существ видит своё светлое будущее?»

  9. Михаил Белозеров.

    Точно, проклятые либералы только и думают, чтобы Россиюшку Великую и Спрведливую очернить, да величие Владимира Владимировича и его Воинов Света опорочить...

  10. «Это ли не чудо?! Ну и спрашивается, если наш Петя – такое мерзопакостное чудовище, как такая искренняя любовь вообще возможна? Ну раз девушка любит, значит, нашла, разглядела в нём какие-то светлые качества?»

    Вы, очевидно, вообще не сталкивались с женским полом.

    Что до книги — соответствует времени и запросам. Будет продаваться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Пролистать наверх