Сегодня я бы хотел продолжить разговор о роли конфликта в литературе и обсудить одну из важнейших его составляющих, без которой сейчас немыслимо, наверное, ни одно остросюжетное произведение. Речь в этой статье пойдет об альтернативном факторе. Многие начинающие писатели активно используют его в своих работах, однако попросту не отдают себе в этом отчет. В данной же статье я собираюсь пролить свет на этот таинственный элемент, и уверяю: поняв основные принципы использования альтернативного фактора, вы на порядок улучшите сюжет своих произведений… Но обо всем по порядку.
Что такое альтернативный фактор?
Альтернативный фактор – это составляющая конфликта, выраженная в реальной угрозе, которая постигнет одну из сторон в случае поражения в этом самом конфликте.
Приведу простейший пример. Как вы думаете, в каком случае человек бежит быстрее: с утречка для собственного здоровья и тонуса, в борьбе за приз на соревновании или спасаясь от своры голодных собак? Естественно, что уровень мотивации может быть разный, но в целом, очевидно, что спасение собственной жизни будет самым мощным мотиватором. Именно угроза здоровью или даже жизни со стороны собак будет в нашем случае альтернативным фактором.
Перенося данные рассуждения на литературную почву, можно сделать вывод, что альтернативный фактор – это главный двигатель конфликта. Если ни одной из сторон в случае поражения в конфликте ничего не грозит, стороны и не будут проявлять в нем никакого рвения, как не станет мчаться опрометью физкультурник на утренней пробежке. Однако все меняется, когда на кону оказывается здоровье или даже жизнь.
Главное, что мы должны почерпнуть из этого, что альтернативный фактор должен подразумевать реальную угрозу для главного героя. Только в этом случае герой сможет полностью раскрыть свой характер в конфликте, и только в этом случае читателю будет интересно за этим наблюдать.
Классификация альтернативных факторов.
Данная градация представлена в книге А. Митты «Кино между адом и раем». Лично я считаю ее весьма удачной и полной, так что советую вам смело пользоваться ей при работе над своими сюжетами.
1. Потеря самоуважения. Самый слабый из существующих альтернативных факторов. Сводится к обычному ущемлению самолюбия в результате поражения в конфликте.
Например, главному герою в трамвае наступил на ногу какой-то подросток. Герой потребовал извинений, а отрок в ответ лишь огрызнулся. Вот вам и конфликт. Альтернативным фактором в нем будет являться потеря самоуважения – боязнь ударить в грязь лицом на глазах у переполненного трамвая. Именно этот фактор и толкает героя в словесную перепалку, хотя на его месте вполне можно было бы и промолчать.
2. Профессиональный провал. Более ощутимый фактор, выражающийся все в том же страхе потери самоуважения, но здесь к нему примешивается еще и профессиональная честь, а в некоторых случаях и боязнь потерять работу. Примером может служить любой сюжет, в котором офицеру командованием поручается некая ответственная задача. Естественно, ее выполнение для него – честь мундира, неудача – профессиональный провал.
3. Физический вред. Думаю, не стоит объяснять, что угроза физического вреда здоровью является мощным катализатором действий для любого главного героя. Здесь можно привести массу примеров: в любом боевике или триллере присутствует этот альтернативный фактор, ведь в них действующим лицам постоянно грозит физический вред разной степени тяжести.
4. Угроза смерти. Наверное, самый распространенный альтернативный фактор. Несчетному множеству главных героев в огромном количестве книг так или иначе грозит гибель. Против них замышляет злобный антагонист, обрушиваются непреодолимые силы стихии. Этот альтернативный фактор заставляет публику переживать за судьбу полюбившегося персонажа, именно он в большинстве случаев является основой саспенса. А вот о том, что это такое читайте в одной из ближайших статей блога «Литературная мастерская».
5. Угроза жизни семьи. Еще более сильный фактор. Если многие отчаянные герои готовы без раздумий пожертвовать собственной жизнью, то вот угроза их родным и близким, как правило, заставляет задуматься. Помните тот жутко избитый сюжетный ход, когда главный злодей берет в заложники жену или дочь главного героя? Вот тут как раз и выходит на первый план данный альтернативный фактор.
6. Угроза жизни нации. А вот это уже по-настоящему масштабный альтернативный фактор. Герой рискует собственной жизнью для спасения своего народа. Обычно это связано с полномасштабной войной или попытками ее развязать, которым активно мешает какой-нибудь секретный агент.
7. Угроза человечеству. Самый мощный из списка альтернативных факторов. Имеет место, когда конфликт произведения настолько крут, что герой вынужден спасать все человечество.
Как видите, факторы идут по нарастанию силы угрозы. Как я уже отмечал в статье про «Конфликт», в литературе не работает правило «чем мощнее альтернативный фактор, тем интереснее сюжет». Напротив, все зависит от умения автора обыграть и раскрыть выбранный им конфликт. История знает массу примеров, когда простейшие альтернативные факторы становились основой для блестящих сюжетов. Да что там далеко ходить? Вспомните Гоголя и Чехова: разве герои их рассказов хоть раз занимались спасением нации или всего человечества? Поэтому выбор альтернативного фактора диктуется исключительно характером самого конфликта: чем камернее сама ситуация, тем проще альтернативный фактор.
Стоит также отметить, что при написании текста следует как можно раньше доводить до читателя альтернативный фактор конфликта. Потому как если читатель не будет понимать, чем обернется поражение героя, то и переживать за него он вряд ли станет…
Вот такие рассуждения про альтернативный фактор. Думаю, прочитав статью, вы сумели разобраться в особенностях его использования, а остальное, безусловно, сможете обкатать на практике в работе над собственными сюжетами. Подписывайтесь на блог «Литературная мастерская», если вам понравилась эта статья. До новых встреч!
Получать обновления блога «Литературная мастерская» на e-mail!