Доводилось ли вам когда-нибудь задумываться над тем, что делает какое-либо произведение фантастикой? Почему, открывая книгу Рэя Брэдбери или Роджера Желязны, мы понимаем – фантастика? Чем их книги принципиально отличаются от романов Достоевского и Толстого? Если отбросить в сторону все лишнее, то мы достаточно быстро придем к выводу, что фантастика отличается от реализма в первую очередь наличием фантастического допущения. Именно о нем мы сегодня и поговорим.
Что такое фантастическое допущение?
Вообще, об этом основополагающем элементе фантастической литературы высказывались многие мастера писательского цеха, в частности Г.Л. Олди и братья Стругацкие. Они придерживались мнения, что «фантастика – это литература плюс фантастическое допущение». Исходя из их рассуждений о природе фантастического, можно сформулировать следующее определение.
Фантастическое допущение – это литературный прием, заключающийся во введении в историю элемента, который не встречается или принципиально невозможен в реальности.
Иными словами, для того, чтобы написать фантастическое произведение, достаточно в какую-то житейскую историю добавить инопланетян, оборотней или эльфов. Грубо, конечно, но в целом, так оно и есть.
Однако важно понимать, что от качества идеи самого допущения будет в немалой степени зависеть и качество вашей истории. Если автор сумел придумать нечто оригинальное и удачно обыграл допущение в сюжете – история, скорее всего, будет иметь успех у читателя; если же взял нечто избитое (тех же вампиров и эльфов) и выстроил стандартный сюжет – ждать милости не приходится. Но здесь опять же очень многое зависит от самого автора; естественно, маститые писатели могут себе позволить взять нечто банальное и сделать из этого конфетку. Правда, в большинстве случаев они так не поступают, предпочитая все равно придумывать нечто оригинальное… И вы, наверное, уже догадываетесь, почему? Ведь степень требовательности публики к изначально вторичным произведениям значительно выше, чем к тем, что открывают нечто новое. Только потому, что ради этого нового читатель готов прощать автору многие сюжетные огрехи.
Также стоит упомянуть о том, что фантастическое допущение должно быть каким-то образом оправдано. Нельзя допускать допущений ради самих допущений. Это именно средство, при помощи которого достигается определенная, понятная автору цель. Скажем, зачем в научной фантастике присутствуют космические корабли? Во-первых, для того, чтобы стали возможны путешествия в далекий космос, к неизведанным планетам и мирам. Во-вторых, они – следствие технического прогресса, демонстрирующее, насколько далеко наука в описываемый период ушла от науки нынешней. И в-третьих, космические корабли здорово создают соответствующий антураж предполагаемого будущего. В этом плане вопросов к космическим кораблям нет. Другое дело есть ли вообще смысл помещать действие самой истории в будущее?.. Если история, помещенная в будущее (или в любой иной фантастический мир) будет отличаться только антуражем, то почему бы просто не описать ее в реальных обстоятельствах, не накручивая лишних допущений? Над этим автор тоже должен хорошенько подумать.
Виды фантастических допущений.
Дуэт украинских фантастов Г.Л. Олди приводит достаточно условное жанровое разделение фантастических допущений. Достаточно сложно назвать его всеобъемлющим, но определенное представление о природе фантастических допущений оно дает.
1. Научно-фантастическое — добавляет в сюжет некое научное нововведение.
Делится на два подвида:
1.1. Естественнонаучное — разнообразные технические изобретения, либо открытия в области точных и естественных наук. Область распространения – «твердая» научная фантастика.
1.2. Гуманитарно-научное — допущение в области социологии, истории, политики, психологии, религии. Введение новых моделей общества или сознания. Характерно для утопий, антиутопий, социальной фантастики.
2. Футурологическое допущение — или перенесение действия в будущее. Широко распространено в научной фантастике.
3. Фольклорное допущение — введение в произведение существ, предметов, явлений из человеческой мифологии. Характерно для фэнтези и мистики.
4. Миротворческое допущение — перенесение действия в полностью вымышленный мир. Используется в фэнтези.
5. Мистическое допущение — привносит в сюжет фантастический фактор, которому не дается научного или рационального объяснения. Применяется в мистике и в различного рода ужастиках.
6. Фантасмагорическое допущение — введение в историю элемента, противоречащего любому здравому смыслу и не способного в принципе иметь никакого разумного объяснения.
Если вас интересует более подробная классификация допущений, то могу порекомендовать «Регистр научно-фантастических идей» Г.С. Альтова. Впрочем, совсем скоро я посвящу этому весьма занимательному сборнику и тем идеям, что этот сборник породил, целый цикл интереснейших статей. Не пропустите!
Рекомендации по использованию фантастических допущений.
В заключение статьи попытаюсь резюмировать всю вышеизложенную информацию в небольшой перечень советов, на которые лично я опираюсь при работе с произведениями, где присутствует некие элементы вымысла. Итак:
1. Любое фантастическое допущение должно выполнять определенную, понятную для самого автора задачу. В идеале, конечно, оно должно еще и помогать раскрытию характеров главных действующих лиц, развитию конфликта. Кроме того фантастическое допущение может служить средством, при помощи которого автор доносит до читателей идею (самый элементарный вариант постаппокалиптики: «если человечество будет бездумно наращивать ядерный потенциал, в конце концов неминуемо приключится планетарная катастрофа»). Если в работе над произведением эту задачу не удается четко сформулировать – вполне вероятно, что от фантастического допущения стоит отказаться.
2. Чем оригинальнее фантастическое допущение – тем лучше. Если вы сами придумали нечто новое – так это вообще замечательно! Если же нет, постарайтесь выбрать для своего произведения нечто неизбитое.
3. Одна история – одно допущение. Лично я стараюсь работать именно по этому принципу. Потому как, чем больше мы вносим допущений, тем сложнее нам становится выполнять пункт за номером 1, и история становится похожей на бразильский карнавал.
На этом, пожалуй, остановимся. Надеюсь, вы разобрались, что же это за зверь такой – фантастическое допущение; поняли основные тонкости в его использовании и теперь смело сможете применить полученные знания на практике! Подписывайтесь на обновления блога «Литературная мастерская», чтобы не пропустить все самое интересное. До скорой встречи!
Получать обновления блога «Литературная мастерская» на e-mail!
спасибо за замечательную статью я нашла ее поучительной для себя как раз пишу фантастику и кое что теперь исправлю!Автору статьи спасибо! =)
Такой вопрос: а считается ли сюжет, основанный на расформировании социума после, ну, например, какой-нибудь катастрофы, избитым? Видеоигры и фильмы в последнее время часто создают постапокалиптические миры, и мне лично кажется, что в этих областях этот ход стал уже штамповым. Как обстоит дело с этим в литературе? Насколько стабильна эта почва для писателя?
Сарвар, в современных реалиях грань между сюжетной составляющей кинофильмов, телесериалов, видеоигр и книг практически стерлась. Режиссеры снимают фильмы и сериалы по книгам, видеоигры разрабатывают по фильмам, ну и т.д. Примеров масса. Сюжеты и темы кочуют из одной области в другую без всяких препятствий. Так что если вы уже видели сюжет в каком-либо фильме (сериале, игре) и напишите по нему книгу, читатели всенепременно узнают его. Так что с сюжетами сейчас (с по-настоящему оригинальными сюжетами) большая напряженка, однако.
admin200, согласен с вами — большая напряженка. Но суть в том, что задуманный мною сюжет в целом не настолько избитый, чтобы чураться его. Да, идея расформированного социума достаточно широко используется, но мне кажется, что это просто одна из составляющих, как, к примеру, в фэнтэзи - присутствие орков, эльфов и т.д. Открыв фэнтэзи-книгу, мы знаем, что обязательно будет присутствовать та или иная раса. Другой разговор, если автор может правильно использовать эту базу и тем самым удивить читателя (Сапковский в «Ведьмаке» использовал расизм, например). В регистре научно-фантастических идей я не нашёл ничего даже близко напоминающее мой сюжет. Ваш совет: стоит ли всё-же продолжать разрабатывать сюжет в этом направлении?
Сарвар, ну если вам это интересно, то конечно же стоит, почему нет?
Спасибо Вам за помощь.