Давненько мы не ныряли в беспросветные пучины жанровой литературы, не упивались серым однообразием, а тут как раз появился замечательный повод – на этой неделе я наткнулся в сети на любопытную классификацию детективных сюжетов, с которой и спешу вас сегодня познакомить. И хоть детектив относится к числу моих самых нелюбимых жанров, но приведенная ниже классификация настолько элегантна и лаконична, что прямо просится на бумагу. А уж начинающим знать ее будет тем более полезно.
Напомню лишний раз, что речь пойдет о классическом детективе, фабула которого выстроена вокруг загадочного убийства, а главным двигателем сюжета выступает поиск и вычисление преступника. Итак…
Классификация детективных сюжетов.
1. Каминный детектив.
Это самый что ни на есть традиционный тип детективной истории, в котором произошло убийство и имеется узкий круг подозреваемых. Доподлинно известно, что один из подозреваемых и есть убийца. Сыщик должен вычислить преступника.
Примеры: многочисленные рассказы Гофмана и Э.А. По.
2. Усложненный каминный детектив.
Вариация предыдущей схемы, где так же имеет место загадочное убийство, очерчивается ограниченный круг подозреваемых, но убийцей оказывается кто-то сторонний и обычно совсем незаметный (садовник, слуга или дворецкий). Словом, второстепенный персонаж, на которого мы и не могли подумать.
3. Самоубийство.
Вводные те же. На протяжении всего повествования сыщик, подозревая всех и вся, безрезультатно ищет убийцу, а в финале неожиданно выясняется, что жертва просто свела счеты с жизнью, убила сама себя.
Пример: Агата Кристи «Десять негритят».
4. Групповое убийство.
Сыщик, как и всегда, наметил круг подозреваемых и пытается вычислить преступника. Но в числе подозреваемых нет одного убийцы, потому что жертву убили все, совместными усилиями.
Пример: Агата Кристи «Убийство в «Восточном экспрессе».
5. Живой труп.
Произошло убийство. Все ищут преступника, но оказывается, что убийство так и не состоялось, а жертва жива.
Пример: Набоков «Подлинная жизнь Себастьяна Найта».
6. Убил сыщик.
Преступление совершает сам следователь или детектив. Возможно, по соображениям справедливости, а может быть, потому что он – маньяк. Между прочим, нарушает заповедь №7 из знаменитых 10 детективных заповедей Рональда Нокса.
Примеры: Агата Кристи «Мышеловка», «Занавес».
7. Убил автор.
Вводные практически ничем не отличаются от вышеназванных вариаций, однако схема подразумевает, чтобы главный герой был самим автором повествования. А в финале неожиданно выяснится, что он-то и убил несчастную жертву. Эта схема, примененная Агатой Кристи в «Убийстве Роджера Экройда», поначалу вызвала настоящий гнев критиков, т.к. нарушала первую и главную из 10 детективных заповедей Рональда Нокса: «Преступником должен быть кто-то, упомянутый в начале романа, но им не должен оказаться человек, за ходом мыслей которого читателю было позволено следить». Однако впоследствии прием был назван новаторским, а роман признан настоящим шедевром жанра.
Примеры: А.П. Чехов «На охоте», Агата Кристи «Убийство Роджера Экройда».
Дополнение.
В качестве бонуса приведу еще три дополнительные оригинальные схемы, употреблявшиеся считанное число раз, но наглядно расширяющие приведенную классификацию:
8. Мистический дух.
Введение в повествование некой иррациональной мистической силы (мстительного духа), которая, вселяясь в персонажей, совершает убийства их руками. В моем понимании, такое нововведение уводит историю в смежную область фантастического (или мистического) детектива.
Пример: А. Синявский «Любимов».
9. Убил читатель.
Пожалуй, самая сложная и каверзная из возможных схем, в которой писатель стремится выстроить повествование так, чтобы в финале читатель с удивлением обнаружил, что именно он совершил загадочное преступление.
Примеры: Дж. Пристли «Инспектор Гули», Кобо Абэ «Призраки среди нас».
10. Детектив Достоевского.
Феномен романа Достоевского «Преступление и наказание», который, несомненно, имеет детективную основу, заключается в разрушении традиционной схемы детектива. Мы уже заранее знаем ответы на все вопросы: кого убили, как и когда, имя убийцы и даже его мотивы. А вот дальше автор ведет нас темными, нехожеными лабиринтами осознания и осмысления последствий содеянного. И это то, к чему мы не привыкли совершенно: простейшая детективная история эволюционирует в сложную философско-психологическую драму. В общем, это замечательная иллюстрация старого высказывания: «там, где посредственность заканчивает, гений только начинает».
На этом все на сегодня. Как всегда, с нетерпением жду ваших отзывов в комментариях. До скорой встречи!
Спасибо за великолепную статью. Наткнулся случайно на ваш сайт и не могу нарадоваться на огромное количество столь полезной, а главное качественной информации.
Григорий, рад, что вам нравится.
Прекрасная статья, очень интересно было узнать про известные сюжеты для детективов. Особенно понравился «Усложнённый каминный детектив».
Просто транскрипция из лекции Быкова про Достоевского
Если вы не дали ссылку на автора, то позвольте это сделать мне:
youtu.be/kxwcA9NAEcY