Метод снежинки

Эта статья посвящена одному из приемов написания повестей и романов, получившему в последние годы широкое распространение и PR в русскоязычном сегменте Интернета. Речь о так называемом методе снежинки. Американский автор метода смело заявляет, что, используя его нововведения, можно сократить срок написания первого чернового варианта книги с 500 до 150 часов, а также сильно упростить работу над сюжетом. Звучит впечатляюще, не так ли? В этой статье я раскрою суть загадочного метода снежинки и поделюсь собственным опытом его использования. Итак…

Метод снежинки

Метод снежинки.

Метод был придуман американцем Рэнди Ингермансоном, который по роду деятельности занимался архитектурой сложных научных проектов. Рэнди, как и многие авторы, испытывал серьезные муки при разработке сюжетов собственных книг: подготовка к написанию занимала чрезвычайно много времени, так как требовалось продумывать многочисленные сюжетные линии, отношения между героями, подводить логику под поступки. Все, кто когда-либо начинал писать роман, знают, о чем я говорю. Вот и хитроумный Рэнди, заложив несколько рукописей в стол, решил оптимизировать процесс, применив к творчеству свой научный подход. Так и родился метод снежинки. Название приклеилось из-за своеобразной геометрической формы – очень сложной, но состоящей из отдельных простых частей.

Суть метода.

Система написания первого чернового варианта текста состоит из 10 шагов.

Шаг 1.

Написать аннотацию длиной в одно предложение. Предложение должно раскрывать суть истории, но без лишних деталей. Такую краткую выжимку сценаристы называют логлайн. Выглядит он примерно так: «Известный врач, ошибочно осужденный за убийство жены, совершает побег из тюрьмы, чтобы разоблачить настоящего убийцу». Из предложения выброшено все лишнее, здесь вы не увидите имен собственных и каких-то названий. Наличие краткого и ёмкого логлайна теоретически может пригодиться в переговорах с издательством, быть может, редактору зачем-то понадобится такое куцее описание вашей нетленки.

ШАГ 2.

Расширяем логлайн до короткого абзаца, отразив в нем завязку, развитие конфликта, кульминацию и развязку. Это примерно 5-6 предложений. Сам автор метода признается, что любит работать с сюжетами, основанными на трех разных конфликтах (если вы новичок, не делайте так). В его случае первое и последнее предложения – завязка и развязка, а три промежуточных распределены между конфликтами. Вы же можете взять и один конфликт на всю книгу. В завершении второго шага у вас должен получиться абзац, кратко раскрывающий суть истории.

Шаг 3.

Работа над героями. Здесь потребуется выделить главных героев и написать для каждого краткую биографию. В биографии обязательно указываем:

  • Имя героя (или прозвище);
  • Одно предложение, описывающее историю его жизни;
  • Мотивация героя (то, чего он желает добиться в идеале);
  • Цели героя (то, чего он хочет добиться конкретно в ходе истории);
  • Конфликт героя или то, что мешает ему добиться целей;
  • Прозрение – то, как меняется герой в результате всех событий;
  • Один абзац с описанием событий, в которых герой принимает участие.

Этот шаг напоминает мне сильно усеченный вариант приема, описанного в статье «Составление карточки персонажа». Рекомендую ознакомиться.

Уверен, что на этом или последующих шагах вам непременно захочется вернуться в начало и что-то подправить. И это отличный знак! Смело возвращайтесь и исправляйте, так чтобы история получалась целостной. Привыкните, что план — это не статичная глыба, и вы должны постоянно вносить изменения, даже переписывая длинные готовые блоки, только для того, чтобы сюжет обрел нужную логичность и стройность.

Шаг 4.

Возвращаемся к короткой аннотации из шага 2. Эти 5-6 предложений – выжимка всего романа, и теперь нам нужно расписать каждое из них до самостоятельного абзаца. Получившийся текст в писательской среде называют синопсис, и он совершенно точно пригодится вам, когда дело дойдет до издания. Но чтобы написать синопсис, в голове должен созреть полный образ книги, хотя бы в общих чертах и событиях, а какие-то мелочи придумаются позже.

Шаг 5.

Этот шаг вновь возвращает нас к героям. Нашей задачей здесь будет составление так называемых синопсисов персонажей. Для этого от лица каждого из героев составляются одностраничные описания событий, в которых герои принимают участие. Ту же процедуру проделываем и с второстепенными персонажами, но синопсис для них будет короче – по полстраницы на брата.

Наверняка, нам снова понадобится что-то подправить (например, в описаниях героев шага 2) – смело возвращаемся и вносим необходимые исправления.

Шаг 6.

В нем придется еще больше расширить план произведения. Возвращаемся к синопсису, сформулированному в шаге 4, и расписываем каждый абзац до целой страницы. Таким образом, у нас на руках появится 5-6 страничная модель всего произведения. Во время написания особенно следим за логикой событий, отмечаем поворотные пункты.

Шаг 7.

Вновь переносимся к персонажам. Теперь нам придется в подробностях расписать историю каждого из них, отметив все возможные мелочи, начиная от даты рождения, внешности и профессий родителей, заканчивая целями и мотивацией. Особое внимание уделяем обстоятельствам знакомства героев, а также их финальным преображениям (важно показать, как история меняет характеры и мировоззрение персонажей).

Шаг 8.

Составляем перечень сцен в виде таблицы. В каждой строчке таблицы указываем: номер сцены, события, в ней происходящие, место действия, участников сцены, а также имя героя, от чьего лица описываем происходящее. Здесь мы можем сложить отдельные сцены в главы, а также подумать над порядком подачи самих сцен – иногда бывает полезно немного их перепутать.

Шаг 9.

Расписываем каждую сцену из списка на отдельную страницу. Набрасываем диалоги, продумываем и вносим интригу, обрисовываем обстановку и обстоятельства событий. В итоге у нас получится около 50 (или более) листов с черновиками сцен. По сути, написание текста уже началось!

Шаг 10.

Написание черновика. Итак, нам известны подробности истории в мельчайших деталях, мы придумали и расписали всех персонажей, а также составили перечень сцен. Осталось только сесть и написать роман. И вот тут, благодаря тщательно проделанной предварительной работе, вы заметите, как увеличится скорость написания. Собственно, это увеличение скорости и есть тот результат, ради которого мы так усердно старались.

Вот такой метод предлагает нам американец Рэнди Ингермансон.

Мой опыт использования метода снежинки.

Лично я попытался использовать подход Ингермансона в работе над одним из своих романов. В принципе, метод неплох, но назвать его совершенным язык не поворачивается – у подхода есть как и однозначные преимущества, так и серьезные слабости. Вот как я их обозначил:

Преимущества:

  1. Повышение скорости работы над произведением, сокращение сроков написания романа. В принципе, метод снежинки для того и выдуман, чтобы урезать время написания первого чернового варианта книги с 500 до 150 часов. И действительно, аккумулируя творческие усилия на конкретных, четко обозначенных задачах, будь то описание героев или составление перечня сцен, автор перестает распыляться, действует четко и планомерно. Собранности и планомерности как раз и не хватает многим начинающим, так что метод снежинки может стать отличным подспорьем, чтобы просто довести книгу до конца.
  2. Действительная необходимость многих перечисленных шагов. Независимо от того, каким образом вы пишете роман – по методу снежинки, по методу подковы, кактуса или сосисочной ленты – многие из описанных действий все равно придется выполнять. Например, составить краткий план, описать героев, определиться с основными сценами. Без этих этапов обойтись очень сложно, а метод снежинки предусматривает эти подготовительные работы.

Недостатки:

  1. Повышение скорости работы над произведением играет одновременно и в минус вашей истории. Сама методика, как я ее понимаю, направлена на скорейшее написание книги, а скорость и качество, как известно, не всегда идут рука об руку. Поэтому при работе по этой системе автор зачастую вынужден брать первый попавшийся вариант, чтобы поскорее перейти к следующему шагу. Конечно, теоретически он может вернуться и переписать неудачный шаг, да-да, но чем чаще он будет совершать такие прыжки, тем больше придется исправлять в последующем. В итоге легче оказывается брать первую, лежащую на поверхности идею, а она, как вы знаете, обычно бывает самой банальной и избитой. В общем, на этом-то я и погорел: на том этапе, где нужно было придумать главную интригу сюжета, я взял довольно слабый штамп, а когда позади остались практически все шаги, неожиданно понял, что весь этот черновой вариант — совсем не то, чего я хотел изначально! Урок отсюда простой: спешка – не самое лучшее состояние в работе над текстом, для многих вещей и идей нужно время, очень редко получается придумать все (от идеи до мелочей) в течение пары недель, некоторые повороты и сцены не даются упорно и долго, пока какая-либо случайная мысль не подберет неожиданно ключик к возникшему затруднению. Так что мое глубочайшее убеждение – по методу снежинки написать по-настоящему хорошую и сильную вещь крайне сложно. Сляпать крепенький роман в серию – пожалуйста, но что-то более глубокое… Наверное, нет.
  2. Излишние шаги. Я думаю, что не все из описанных Ингермансоном шагов так уж необходимы для написания романа. Например, не всегда есть смысл составлять черновик каждой сцены или большой синопсис для каждого из героев. Возможно, для вас это окажется пустой тратой времени.

Вот такая получилась статья. Если вы уже пользовались методом снежинки, смело делитесь впечатлениями в комментариях – мне будет очень интересно узнать ваше мнение. А пока подписывайтесь на обновления блога «Литературная мастерская». До скорых встреч!

Получать обновления блога «Литературная мастерская» на e-mail!

Метод снежинки

16 комментариев для “Метод снежинки

  1. Спасибо за статью! Очень интересно было читать.

  2. Огромное спасибо за Ваши лекции. Скажите, метод снежинки ухудшает на атмосферность" книги и идентификацию читателя с героями? Пропадает или нет великолепное чувство экспромта, т.е. как писал С. Кинг «автор это и первый читатель своей книги» Остаётся это удовольствие или сразу относишься к книге, как к чему-то напрочь искусственному?

  3. Антон, метод снежинки, по моему скромному мнению, не может как-либо серьезно улучшить или ухудшить атмосферу книги и идентификацию читателей с главным героем. Просто потому, что «снежинка» — это просто инструмент, позволяющий разложить все по полочкам. А атмосфера книги и степень реалистичности героев — это производные от авторского мастерства. Если автор способен создавать атмосферу, он создаст ее как со «снежинкой», так и без нее. 

    Что касается метода Стивена Кинга, то «снежинка» — это полная его противоположность. Так что экспромты в ней возможны разве что в минимальных количествах.

  4. Кинг по жизни писал по наитию 😀 А там дальше как вывезет 8)

  5.  Спасибо, ребята! Дошла аж до третьего шага! Ура! 

  6. Мне кажется, шаги 3 и 4 лучше бы поменять местами.

  7. Елена, ну так поменяйте, кто мешает?

  8. Уже поменяла и выполнила. Но чем дальше, тем страшнее. Вообще-то я пишу не первый роман и уже твёрдо усвоила, что сюжет рождается в муках, месяцами. И вдруг вот так головокружительно! Но ведь как-то люди с этим справляются? Если есть на сайте такой восприимчивый автор, похвастайтесь!))) %)

  9. Как говорится, кто ищет, тот находит.

    Лет этак пятнадцать назад вплотную занимался теорией проектирования программных продуктов, в связи с чем подозревал, что процесс создания должен быть одинаков для продуктов любой природы.

    И вот оно — подтверждение.

     

    Дополнения — пункт 1 должен быть неприкосновенен, его изменение однозначно говорит о начале создания совершенно нового продукта (книги).

    Последовательность пунктов 2-9 и особенно 2-7 может и должна повторяться несколько раз, покуда автор не поймает себя на том, что перестал вносить что-то новое.

     

    По поводу недостатков метода, обозначенных ув. админом. 

    2-й недостаток — не недостаток. Если нет смысла делать черновик для сцены — очевидно, эта сцена не содержит смысла и должна быть удалена. Или следует пересмотреть компоновку и все же выделить смысловое содержание для сцены. То же и для героя — он или нужен, и тогда полноценно описывается, или вовсе не нужен. Среднего не бывает.

    1-й же недостаток очень легко устраняется неоднократным повторением, итерацией процесса с пункта 2 до 9-го (хотя бы 7-го).

     

  10. Дмитрий, если хотите знать мое мнение, метод «снежинки» — не более чем красивая теория. Это на бумаге все выглядит гладко: сел да расписал весь роман по пунктам. На практике же мы упремся в непроходимый массив банальностей и вторичностей, подсмотренных когда-то и где-то, которые услужливо будет подсовывать нам наше ленивое воображение. И тогда нам придется либо мириться с этим и получать на выходе триста заслуженных страниц макулатуры, либо заняться теми самыми бесконечными итерациями, начиная с пункта 2 и далее по списку. В итоге мы приходим к простому выводу, что качество материала требует значительных затрат сил и времени, и ни за какие 150 часов ничего путного мы не напишем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Пролистать наверх