Зачем нужен план литературного произведения?

Это первая статья моего блога, и раз блог «Литературная мастерская» позиционируется именно как писательский, то не обессудьте, начну с места в карьер с самого важного, что только есть в работе над любым текстом. Это план.

Так получается, что многие начинающие авторы недооценивают значение плана в своей работе. Не знаю, как уж так выходит, но факт остается фактом. Возможно, сие есть следствие спешки: когда задумка в голове, когда сердечко колотится в предвкушении великих свершений, когда руки сами тянутся к тетради или к клавиатуре, разве может удержать разгоряченную натуру какой-то нудный план литературного произведения? Конечно, нет! Все эти планы придуманы неудачниками и лентяями; если в голову пришла стоящая идея, ее следует тотчас же воплотить! Иначе забудется!

План рассказа

Однако далеко не всегда молодому литератору удается закончить рассказ в один присест, в тот же вечер. Жизненный уклад и бытовуха берут свое, приходится откладывать труды на будущий день, и вот уже следующим вечером наш разгоряченный литератор садится за стол, и выясняется, что идея-то тю-тю, ушла! А если и не ушла, то в какой-то мере потеряла свой лоск, забылись многие детали, которые накануне вызывали восторг и грозили перевернуть у будущих читателей все представление о современной литературе. Но наш герой не сдается, он продолжает упорно писать, и в какой-то момент попадает в такое место сюжета, которое он попросту еще не успел продумать. Знакомая многим ситуация: знаю, что произошло до этого, знаю, что будет потом, а как выстроить вот эту конкретную сцену – не знаю! В итоге: ступор, либо банальные неосмысленные диалоги. Все это печально. Однако о подобных казусах навсегда можно забыть, начав работать над произведением именно с составления плана.

Недаром даже полководцы перед тем, как принять сражение, тоже составляли план. А уж эти-то ребята знали толк в больших делах, не так ли?

Поэтому давайте аргументировано, строго и по пунктам разберемся, для чего все-таки при написании любого прозаического произведения нужен план.

1) Структурирование текста.

Итак, по своему опыту могу сказать, что обычно идея произведения рождается из какого-то простейшего элемента, впечатления, мотива. То есть практически никогда в голове сразу не возникает полной картины рассказа (не говоря уже о чем-то более крупном). Обычно известна идея, зачин, примерное направление развития событий, иногда концовка. С таким багажом садиться писать текст нельзя: процесс будет то и дело стопориться, спотыкаться о детали, биться о пустые листы в поисках логичных переходов. Поэтому прежде чем писатель сядет за непосредственное написание, в идеале он должен иметь четко структурированный, расписанный до мельчайших подробностей план своего произведения. Слышали, как строят небоскребы в Европе? Год подготовки, месяц непосредственного возведения. Так же и здесь: начав работать над планом, вы в спокойной обстановке прорабатываете сцену за сценой, расписываете детали, какие-то штрихи и нюансы, которые в процессе написания уже не собьют вас с толку, а даже наоборот, зная заранее эти маленькие фишки, вы сможете ловко вставлять их в свой текст.

2) Составление синопсиса.

Обычно, план начинается именно с него. Краткое изложение сюжета поможет вам понять, на чем сделать акцент при написании. Вообще, всегда очень важно понимать, о чем вы пишете историю. Иначе на выходе может получиться совершенно не то, что задумывалось изначально. Кроме того синопсис пригодится, если вы вдруг решите посылать свой опус в издательство.

3) Составление карточек персонажей.

Весьма важный элемент, который облегчает труд и спасает от множества ляпов. Прописав заранее хотя бы портретные детали героев, вы уже вряд ли запутаетесь; и глаза главной героини из зеленых в зачине не превратятся в карие в концовке. Конечно, расписывая каждого персонажа, стоит особое внимание уделять его психологическим штрихам. Все хитрости составления карточек персонажей я раскрыл в статье «Как составить подробную карточку персонажа?»

4) Составление карточек локаций.

Все сказанное о карточках персонажей относится и к этому пункту. Стоит заранее озаботиться тем, где будет происходить действие, выдумать или найти названия городов и улиц, продумать обстановку в помещениях. Все это здорово упростит дальнейшее написание, и вам уже не нужно будет выдумывать что-то по ходу пьесы, отвлекаясь от главной задачи на незначительные детали.

Конечно, есть авторы, которые работают без плана. Просто начинают писать, а потом корректируют написанное, по множеству раз исправляя сцены, меняя детали, а иногда и вовсе выбрасывая целые эпизоды. Я не сторонник подобного подхода: все-таки работать с огромными массивами текста, превращая написанное в кашу, я считаю не совсем удобным. Но это, конечно, дело привычки и вкуса.

Лично я считаю, что писатель подобен архитектору, а его произведения – это здания, где план – это фундамент. И чем надежнее фундамент, тем устойчивее само строение. Мне очень импонирует такое сравнение.

Думаю, на этом пока остановимся. Мы прошли своеобразное введение, разобрались, из каких основных элементов состоит план, а вот о том, как его писать вы узнаете в этой статье «Как написать план произведения». Подписывайтесь на мой блог. До скорой встречи!

Получать обновления блога «Литературная мастерская» на e-mail!

Зачем нужен план литературного произведения?

7 комментариев для “Зачем нужен план литературного произведения?

  1. Я всегда так делаю сначала просмотрю кучу статей ,узнаю про города и улицы даже в блог имен захожу потом читала пособие для молодых писателей набрасывала что-то в блокноте продумывала какими будут у меня герои и сколько их будит описывала какие-то маленькие сценки и после уже все переносила в тетрадь!Автору спасибо значит я все делала правильно меня это радует!

  2. Спасибо, за статью. Очень понравилась)

  3. Коэльо писал о составлении плана что-то романтическое, а-ля «К чему планы... Я беру перо, и оно само ведет меня. И я до конца не знаю,к чему приведет мой поток мыслей и чем закончится книга». 

    Автор, как Вы думаете, это дешевое позерство или подобный подход тоже имеет право на существование?

    Спасибо!

  4. Гелла, этот способ весьма распространен. Другое дело, что пользоваться им может далеко не каждый. Вариант с предварительным составлением плана, по моему мнению, более прост и надежен.

  5. Стоит ли составлять план к рассказу? Мне кажется пока доделаешь план и карточки, весь интерес к рассказу пропадет.

  6. Oxbow, если вам так кажется, значит, нет.

  7. Спасибо за статью.все верно вы говорите и про «сердечко» и про «мысль, ушедшую из-за бытовых проблем».сама с этим столкнулась.сажусь за план!пока пружинка мысли и фантазии ещё при мне)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Пролистать наверх