В настоящее время на всевозможных графоманских ресурсах и в социальных сетях очень популярны короткие списки советов на тему как стать писателем. Лично я не представляю, каким чудодейственным образом чьи-то десять абзацев могут сделать из вас гениев пера и клавиатуры, но паровоз уже набрал ход, так что грех не вскочить на подножку. В чем причина популярности таких постов? Возможно, современный человек все хуже воспринимает большие массивы информации. Кто-то увидит в этом симптомы клипового мышления, я не знаю. Но нам отчего-то гораздо удобнее прочитать пост с десятком советов, чем статью той же длины, разбирающую по винтикам только один из них. Хотя пользы от последнего будет не в пример больше. К сожалению, стереотипы еще плотно держат нас за горлышко, и новое пополам со сложным воспринимается очень туго, поэтому впредь постараюсь чередовать статьи для новичков и вещи с претензией на глубину, требующие определенного кругозора и подготовки.
Сегодня у нас одна из легких, ни к чему не обязывающих записей.
Мои 10 советов как стать писателем
(или отправиться в сумасшедший дом)
1. Читайте каждый день. Чем больше, тем лучше.
Первое и самое важное правило (по-моему, оно даже важнее, чем непререкаемое правило под номером два), с которого начинается любой писатель. Ведь чтобы научиться писать – нужно учиться (очевидно же), смотреть, как это делают мастера. Этот довод лежит на поверхности: кроме хороших книг писать вас никто не научит. Чтение позволяет: а) день ото дня расширять словарный запас; б) освоиться в пространстве художественного стиля, перенять своеобразную манеру речи, которая сильно отличается от привычной разговорной; в) подмечать приемы у состоявшихся литераторов; г) приятно и с пользой проводить время.
И, конечно, не забывайте во время чтения держать под рукой блокнот (см. п. 4) – вдруг в голову придет блестящая идея или захочется записать цитату.
2. Пишите каждый день. Или редактируйте написанное.
Второе чрезвычайно полезное и вполне очевидное правило. Можно ли стать писателем, если ничего не пишешь? Ну, вы понимаете… Бесспорно, теория – важнейшая часть любого ремесла, но практика – важнее в сто крат! Поэтому здоровой привычкой для молодого литератора должна стать привычка писать ежедневно. Неважно что – очередной рассказ или главу романа, запись в блоге или в личном дневнике. Главное, каждый день упражняться в письме. На худой конец, можно редактировать написанное. Тоже полезно, и тоже развивает чувство слова.
3. Читайте стихи.
Такую рекомендацию литераторам дает знаменитый поэт, икона всех цитатников соц. сетей – Иосиф Бродский. Вот фрагмент его речи на открытии первой книжной ярмарки в Турине в 1988 году:
«Чтобы pазвить хоpоший вкус в литеpатуpе, надо читать поэзию. Если вы думаете, что я говоpю это из пpивеpженности цеху, что я пытаюсь пpодвинуть интеpесы собственной гильдии, вы ошибаетесь: я не член пpофсоюза. Дело в том, что, будучи высшей фоpмой человеческой pечи, поэзия не только самый сжатый, но и наиболее конденсиpованный способ пеpедачи человеческого опыта; она также пpедлагает наивысшие из возможных стандаpты для любого лингвистического действия — особенно на бумаге. Чем больше мы читаем поэзию, тем менее теpпимы мы становимся к многословию любого вида, будь то в политической или философской pечи, в истоpии, общественных науках или художественной литеpатуpе. Хоpоший стиль в пpозе — всегда заложник точности, ускоpения и лаконичной интенсивности поэтической pечи. <...> Пожалуйста, поймите меня пpавильно: я не пытаюсь pазвенчать пpозу. Истина состоит в том, что по стечению обстоятельств поэзия пpосто оказалась стаpше пpозы и таким обpазом покpыла большее pасстояние. Литеpатуpа началась с поэзии, с песни кочевника, котоpая пpедшествует писанине оседлости».
«Позвольте мне здесь наpисовать каpикатуpу, ибо каpикатуpа подчеpкивает суть. Hа этой каpикатуpе я вижу читателя, обе pуки котоpого заняты откpытыми книгами. В левой он деpжит сбоpник стихотвоpений, в пpавой — том пpозы. Посмотpим, котоpую он бpосит pаньше. Конечно, он может занять обе pуки томами пpозы, но это оставит его с кpитеpиями, котоpые сами себя сводят на нет. И конечно, он может также спpосить, что отличает хоpошую поэзию от плохой и где гаpантия, что то, что он деpжит в левой pуке, действительно стоит хлопот. Hу, во-пеpвых, то, что он деpжит в левой pуке, будет, по всей веpоятности, легче того, что он деpжит в пpавой. Во-втоpых, поэзия — по выpажению Монтале — искусство безнадежно семантическое, и возможности для шаpлатанства в нем чpезвычайно малы. К тpетьей стpочке читатель будет знать, какого pода вещь он деpжит в левой pуке, ибо поэзия пpоявляется быстpо и качество языка в ней дает себя почувствовать немедленно. После тpех стpок он может взглянуть на то, что деpжит в пpавой pуке».
Кого же читать? И на это у классика припасен список: Маpина Цветаева, Осип Мандельштам, Анна Ахматова, Боpис Пастеpнак, Владислав Ходасевич, Велимиp Хлебников, Hиколай Клюев.
4. Заведите блокнот.
Удивительно, как такая сущая мелочь, чепушинка, может изменить жизнь или даже судьбу пишущего человека! Сколько гениальных и просто хороших идей и мыслей приходит к нам в голову в самых неподходящих местах? А сколько из них затем обретают жизнь на бумаге, доходят до читателя? Не так уж и много, правда? Вот здесь бы и пригодился блокнот! Многие самоуверенные юноши всецело полагаются на свою крепкую память, отчего-то считают, что не упустят ни одной светлой мысли, ни одного проблеска, пришедшего в голову вдали от письменного стола. Так и ходят налегке с верой, что все записывается на подкорочку. Но стоит сесть перед чистым листом – все заботливо сложенные в памяти мысли вдруг куда-то испаряются! И не видно их. А может, и не было вовсе? Да нет, были, точно были! В понедельник по дороге домой придумал такое!.. Только вот вспомнить бы… И приходится бедному юноше грызть карандаш, выжимать из себя лимонные соки, юлить, придумывать здесь и сейчас, ведь уже и за стол сел, и приготовился, надо писать, а свежести нет – все забыл напрочь. Все то разумное, доброе, вечное, что так будоражило душу еще вчера до обеда. Обидно? Еще бы! Вот затем и нужен блокнот.
Заведите блокнот, я серьезно. И вы удивитесь, сколько интересного и важного забываете! Писатель – это вам не жонглер словоформами; писатель – он же, в первую очередь, мудрец, кладезь жизненного опыта. Блокнот станет серьезным подспорьем в вашей работе, и в следующий раз, сев за чистый лист, вы будете ломать голову уже над тем, как уместить на бумаге все те мысли, что плотно скопились в записной книжке.
5. Путешествуйте.
Как известно, творчество требует постоянной эмоциональной подпитки. Писать без азарта, надрыва, вдохновения – тяжело и муторно. Однако жизнь современного человека не способствует душевному подъему, во многом она скучна и однообразна, и эмоции, которые она подкидывает, редко бывают со знаком плюс. Поэтому самый верный способ накопить положительный заряд, встряхнуться, нахвататься новых впечатлений – это путешествия. Многие профессиональные авторы, кому позволяют финансы, часто и охотно колесят по миру. Тот же Алексей Пехов со своей супругой-соавтором, кажется, так вообще из поездок не вылезают. И детали путешествий (облики далеких городов, обычаи и нравы) мы видим в их новых книгах.
Так что совет простой: не отказывайте себе в удовольствии куда-то слетать или скататься, вашему творчеству это пойдет только на пользу.
6. Наблюдайте за людьми.
Если вы до сих пор считаете, что всех невероятно ярких и живых героев писатели придумывают с нуля целиком и полностью – мои вам глубокие соболезнования. Говорят, Деда Мороза не существует, а жизнь – изобретательней любой фантазии. Те образы, к которым мы так привыкли в большой литературе, в которые успели влюбиться, чаще всего являются собирательными, и почти всегда в основе персонажа лежит реальная личность. А чего удивляться? Неужели у вас нет знакомых, про которых все говорят «хоть в кино снимай» (или «хоть в цирке показывай»)? Никогда не поверю. Обычно такие люди наделены яркими необычными чертами, гранями ума и характера, особенностями поведения, до которых не каждый автор-то и додумается. Не всегда это чудаки или шумные балагуры; бывают и очень занимательные тихони, которые вечно ото всех что-то скрывают. Да мало ли найдется интересных людей! Поэтому не стесняйтесь наблюдать за интересными персонами, записывать их крылатые фразы и перлы, чтобы затем создать на этой основе блестящий и харизматичный образ.
7. Собирайте интересные истории.
Да-да, вы удивитесь, но жизнь еще и потрясающий драматург и иногда выкидывает такие фортели, что нарочно не придумаешь. Наверняка, и с вами хоть раз приключалось что-то из ряда вон. Бывало это и с другими людьми. Так почему бы не положить реальную интересную историю в основу рассказа? А если она вообще сногсшибательна – написать роман! Не пропадать же алмазу! Для кого-то это прозвучит сомнительно, кому-то такой подход даже покажется мелочным, но многие авторы именно так и делают. Собирают необычные истории других людей, вдохновляются ими и даже берут за основу собственных книг.
8. Экспериментируйте.
Когда мы только начинаем свой путь по стезе писательского ремесла, мы часто не ценим это чудесное время, стараемся поскорей набить руку, воплотить в жизнь все мелкие задумки и засесть, наконец, за большую форму, за нечто фундаментальное, что можно писать полжизни. И теряем драгоценные возможности попробовать себя в разных направлениях. Но мы всегда думаем: а, еще успею! А если нет? А что, если завтра контракт с издательством и далее по накатанной: одна книжка в полгода и короткий месяц на передышку? Какие уж там эксперименты! Так что, пока вы только начинаете осваиваться в этом лесу, не стесняйтесь экспериментировать, пробовать себя в разных жанрах и формах. Пишете фантастику? Попробуйте детектив, или заверните историю о любви, трагедию, пародию. Привыкли выстраивать сюжет в одну линию? А разве нет вариантов? Окольцовка, точечная и инверсионная композиции, временные искажения, можно разбить на фрагменты и перемешать, оставить одни диалоги или обойтись вообще без них… Да мало ли, в конце концов, вариантов?! А что мы все в прозе, да в прозе? Попробуйте написать пьесу. Или сценарий. Да, бог знает, что из этого выйдет, и какую грань таланта вы неожиданно откроете. Но даже если ничего не получится, и вы вернетесь к тому, с чего начинали, у вас останется опыт. А он в нашем деле кое-что да значит.
9. Ищите в темных областях.
Совет скорее философский. Не совет даже, а точка зрения на творчество и литературу в целом. Дело в том, что сочинения в письменной форме существуют уже не одну тысячу лет. И за все это время люди написали миллионы книг, придумали миллионы историй. Писатели прошлого достигли таких вершин лаконичности и словесной оформленности, оставили такие образчики эпоса, драмы и лирики, что сравняться с ними, повторить – сложно невероятно. Превзойти – фактически невозможно. Единожды влезть на гору – можно, но возвести рядом такую же, да еще повыше – недостижимо. Поэтому с начала ХХ века писатели и поэты движутся в области, ранее остававшиеся сокрытыми. Литература прошлого столетия (модернизм и постмодернизм) открыла нам новое, ранее незнакомое – поток сознания, магический реализм, интертекст, эксперименты с формой и временем. Современные авторы в постоянном поиске. Они ищут везде, иногда кажется, что даже в клозете. Проза Берроуза, Лимонова, Паланика и Буковски может вызывать шок, тошноту и неприятие. Но как к ним ни относись, эти авторы ищут, бороздят неизведанные темные области в поисках чего-то нового. Я призываю искать и вас! Искать что-то свое, не похожее ни на чье другое. Прозябание рядовым писакой в книжной серии – это путь раба на галерах, полное забвение.
10. Не мните себя талантом.
Не считайте себя лучше других. Как только успокоитесь и начнете почивать на лаврах – уровень ваших работ скатится ниже плинтуса. Препарируйте свои тексты злее любого критика. Предъявляйте к себе максимальные требования, сравнивайте себя с другими, находите, чем они лучше, берите на заметку и старайтесь переплюнуть. Не примеряйте на себя слово талант, шарахайтесь от него, как от огня. Как только вы примете звание таланта, закончитесь как писатель.
На этом все на сегодня. Жду ваших мнений в комментариях. Хотел бы услышать и ваши десять советов по этому поводу. До скорой встречи!
Аноним, вот скажите, в чем суть вашего демарша, в котором вы намеренно оспорили все десять пунктов моей статьи, причем даже те из них, с которыми и спорить-то почти невозможно? То ли вы хотите меня дискредитировать, то ли себя выставить пущим оригиналом. В любом случае, вы явно не с того начали. Если вам хотелось, чтобы я прочитал ваш текст, то могли бы написать об этом прямо. А так совершенно непонятно, зачем вам мнение человека, который из 10 советов дает 10 сомнительных? Поэтому теперь я не имею никакого морального права оценивать ваш текст, вы меня поставили в очень неприятное положение: раскритикую — получится, что мщу за коммент; похвалю — будет казаться, что подхалимничаю. Вот так мы и завязываем знакомства, да...
Аноним, ваш текст не так хорош как вы думете, неточность формулировок, скудность описаний( выражаемая тем, что читатель должен верить вашему вкусу) и это всего 4 первых предложения. Чесно говоря читая ваш текст понял что более пары страниц врядли прочту не заснув от скудного и скучного языка которым вы пишите.
Не обижайтесь вы в начле пути, надеюсь не графоманского. Удачи в творчестве.
После прочтения текста по ссылке. Мнение мое, личное.
1. Автору надо читать читать и еще раз читать. Причем не только «анимэ». Для этого жанра в тексте слишком много слов и сложных понятий. А для выполнения той задачи, которую берет на себя автор слишком мало описаний и много ссылок на то, что уже должен знать читатель и собственной оценки действий, мест и персонажей, которая не нужна как читателю знающему игру, так и читателю с ней незнакомому.
2. Автор должен прочитать свой текст вслух стораясь воспринимать как чужой... Хотя если вы не читаете чужих текстов, кроме как пояснений и реплик по игре (которые часто написаны или переведены людьми, имеющими к литературе косвенное отношение) — совет бесполезный. Вы не сможете правильно прочесть даже свой текст.
3. Один поэт в комментариях к прозаическому тексту дал автору (не мне) такой совет: «текст должен литься, читаться легко», только тогда его смысл не будет теряться в словах, а мысль на этих словах спотыкаться. Читать стихи надо — не из школьной программы (понимаю, она у вас в печенках сидит — их же еще учить заставляли — кошмар!), а просто, чтобы понять как со словами обходиться. У вас в тексте именно поэтому слишком много этих слов, что вы не пользуетесь приемами поэтики. И совершенно напрасно.
3. Блокнот нужен не для деталей, а чтобы записать мысль, мелькнувшую при виде лица или события. Блокнот нужен для тренировки соединения слов и для создания подходящего настроения. Хотя у каждого по-своему. Блокнот это слишком личное. А пока нет этого личного — только игровое, да согласна — он не нужен. Игру же можно открыть и увидеть все что тебе нужно и оттуда срисовать настроение.
5. Чувствуется что опыт общения с реальным миром у вас минимальный — герои не умеют общаться, описания не дают ни картинки не понимания внешнего вида человека.
6. И персонажи у вас общаются не для общения, а для передачи читателю информации от автора. Представьте разговор сына с мамой (с родственниками вы, надеюсь, общаетесь): — Была в магазине, видела брюки, тебе же нужны новые. — Да, нужны, но мне больше подойдут джинсы. — Джинсы у тебя есть. Но ты собирался пойти на свадьбу к другу. А в джинсах... и так далее.
7. Выдумка должна опираться на реальность. Иначе получаться картонные события и картонные персонажи, даже для вашего жанра они не желательны.
8. Даже внутри выбранного жанра стоит поэксперементировать: с вариантами сюжета, событий, способами изложения. Да и много есть с чем.
9. Да, это для вас лишнее. Даже не пытайтесь.
10. Хорошие амбиции не вредны сами по себе, но для начинающего автора... могут оставить его на всю жизнь в начинающих.
Админ, прошу прощения за то что влезла с таким комментарием. но...
Антон, МТА, что-то мне кажется, вы зря старались. Вот как-то хочется верить, что вылезет откуда-нибудь из тайги этакий самородок, который ничего отроду не читал и нигде не учился, а на одном лишь божьем даре выдает красоту и точность неповторимые, но что-то пока не срастается: тайга рожает зазря.
Я прекрасно понимаю, что писательство — замечательная розовая мечта въехать, лежа на печи, в мировую историю. А вот когда выясняется, что хотя бы для мизерного результата нужно положить годы и годы — как-то уже и не хочется дальше слушать...
Простите, я, правда, никого не хотел обидеть, сожалею, что так вышло. =( Теперь по делу:
admin200, видите ли в чем дело... Люди — интересные создания. Если их вежливо просить что-либо сделать, то сделают единицы. Если спровоцировать, то делает большинство. Кроме того, самые правдивые высказывания лишь те, что говорят на эмоциях. Не то чтобы я намерено пытался спровоцировать. Я действительно поделился своей точкой зрения и своим первым опытом. Мне как минимум показалось забавным то, что я не согласен в десяти случаях из десяти и написал текст.
Антон, мне кажется, наоборот, лучше делать описания поскуднее. Мелочи отвлекают читателя. Лучше уж он представляет себе так, как хочется ему до тех пор, пока это не идет вразрез с задуманным автором. Тогда и только тогда, я считаю, нужны дополнительные пояснения. Также красноречивость может потребоваться для описания чувств, красот и иже с ним, но вряд ли нужна для сухой логики и наблюдений.
МТА, вот Ваша точка зрения мне очень пригодится. Собственно, ради чего-то такого все это и затевалось. По порядку:
1. 2. 3. На самом деле я достаточно начитан, но пытаться воспроизвести сюжет, базирующееся на механике ПОЛНОСТЬЮ выдуманной мной же игры (в случае «Наследия») или сотканный из информации, собранной по клочкам со всех русско- и англоязычных ресурсов, до которых удалось дотянуться (в случае «Лиги»), да еще и адаптировать его абсолютно для всех, избежать всех весомых нестыковок и логических ошибок, при этом не упустить ни одной важной детали, которая может послужить ключом к разгадке очередной логической задачи, что выпадет на долю героям, мягко говоря, тяжело. Я стараюсь сводить лишнее к минимуму, из-за чего и чувствуется жесткость, шероховатость.
4. Я срисовываю настроение не с игр. Идеи вынашивались несколько лет. Даже с учетом того, что сейчас пишутся уже восьмые главы, у меня полным-полно продуманных арок и сюжетов для отдельных глав, которых хватит штук на тридцать, наверное. Все слишком личное должно быть не в блокноте. А в самом писателе. Воспринимайте как хотите.
5. Если Вы запоминаете каждую деталь, примету на каждом встреченном Вам человеке, то другие люди не такие. Более подробные описания внешности есть, но лишь тогда, когда это не превращается в захламление ненужной для читателя информации. И тогда, когда сам герой начинает подмечать детали.
6. Не вижу особой проблемы. Первые диалоги действительно суховаты (первый же опыт, в конце концов), но дальше идет уже естественнее.
7. Реальность — одно, т.н. интересные истории — другое. Интересная история может быть выдумкой, в то время как реальная может быть неинтересной, но оказаться неоценимо полезной. Иными словами, только история, что интереснее, чем реальная, может заинтересовать людей (простите за тавтологию). Это правда, что выдумка должна опираться на реальность, как бы принцип хорошей фантастики: все, что не прописано в законах вымышленного мира, должно соответствовать миру реальному. Но собирать нужно не сами истории. Собирать нужно детали. Как реальные, так и нереальные. И, зачастую, совсем не интересные.
8. Все проще. Бывают идеи, которые просто тяжело подвести под какой-либо жанр. И это не прорыв в жанре, а авангард. Подобное возникает не за счет экспериментов в конкретном жанре далеко, а за счет вынашивания идеи на протяжении долгого времени или даже внезапно, спонтанно. А есть сильные произведения в конкретных жанрах. Так зачем же изобретать велосипед там, где его уже сделали другие? Здесь задача другая: сделать этот велосипед ЛУЧШЕ. Только так получится хорошее произведение в жанре. Иными словами, нужны не эксперименты, а опыт знающих людей. Все более тонкое уже к экспериментам отнести сложно.
9. Вы серьезно так думаете? Звучит как оскорбление, но, так и быть, отвечу и на это. Я уже говорил, что я начитан. Так вот есть классические произведения, которые мне очень понравились (например, «Горе от ума» или «Мертвые души»), а есть современные популярные, которые... не очень... Простите за сленг, но скажу прямо: у меня бомбит с них. Так вот я хочу сделать то, что совместит то, что мне в свое время понравилось в классических, и то, что я очень хотел увидеть, но не увидел, в современных. Раз не увидел я, значит такая же беда есть и у еще кого-то, даже если такой человек лишь один на планете. Только ради него, этого человека, я готов писать дальше. Благо, что я уже сейчас вижу, что этот человек далеко уже не один.
10. Это правда. Могут. Но мы же не ищем легкий путей. =D
admin200, что Вы? Отнюдь не зря. Я всегда читаю такие комментарии. Взгляд со стороны может оказаться весьма полезным. Особенно, если оценивают люди с разными образами мышления. Я вообще одобряю такую позицию. Марк Твен говорил, что не надо спорить с идиотами, а я, наоборот, считаю, что надо. Не подлинная ли благодетель в том, чтобы поставить выскочку на место? Они попытались, чем и заслужили мое уважение, даже если им глубоко на него все равно. А вот Вы сдались даже не попытавшись. =(
Аноним, а я с вами и не воевал, чтобы сдаваться. Это вы, кажется, упорно бросаете мне вызов, который не нужен ни мне, ни вам, ни истории. С момента прошлого комментария мнение мое не поменялось, наоборот, пролистывая ту пространную портянку, что вы выкатили уважаемой МТА, я еще больше уверился в том, что вам все наши разборы — что мертвому припарка.
admin200, ._.
Выставлять статью на открытое комментирование и оскорбляться, когда появляется кто-то несогласный... Это как-то... по-детски. «Пролистывая», «пространную портянку», «выкатили» — если честно, я даже удивлен увидеть нечто подобное от, казалось бы, серьезного человека, что ведет литературный блог. Никто Вам вызов не бросал, я всего лишь не согласен со статьей. И привел основание для этого. Кроме того, раз так считаю я, значит, что так считает кто-то еще. Следовательно, вполне может статься, что Вы ошиблись. Но, видимо, Вам просто нравится, когда с Вами согласны, а вот критику воспринимать не в состоянии. Я также мог оставить осмысленный комментарий типа «Какая полезная статья! Спасибо большое!» или что-нибудь в таком духе. Вы и сами должны догадываться о том, какой у людей интерес в подобного рода комментариях. Но я честно прочитал и честно поделиться тем, как считаю сам. Я, правда, рассчитывал, что Вы сможете вынести из этого пользу... Вы же вместо этого на полном серьезе демонстративно оскорбились на совершенно детскую провокацию. Вам бы на себя со стороны посмотреть... ._. Благо, что из всех литературных ресурсов, которые я посещаю, в штыки меня восприняли только здесь.
Аноним, в чем я ошибся? В том, что статья выражает мое субъективное оценочное суждение? И чем мне оскорбляться? Тем, что чье-то мнение не совпало с моим? Вы серьезно переоцениваете свою значимость в моей жизни.
Все-таки не могу не сказать.
Аноним, вы действительно не понимаете, или все же притворяетесь? Во-первых, с доводами вы не спорили аргументированно, а расстреляли все пункты в затылок без суда и следствия.
Во-вторых, сделано это было хитрым приемом (Веллер стоя аплодирует), которым чаще пользуются в разговорной речи, показывая, что вами сказанное — это истина в последней инстанции. А именно — срезаны предложения до трех, двух, а то и одного слова. Так и есть. Поверьте мне. Уж. Точно. Знаю.
В-третьих, какого еще отношения вы к себе ожидаете, если заявили, что ненавидите людей? По вашему, кто посещает этот сайт? Роботы? Инопланетяне? А для кого вы пишите, собственно?..
Будьте разумнее в следующий раз. Иначе попросту некому будет читать вами созданное произведение.
Всем пока!
Serg.
В детстве мы вставляли соломинки в ж.жаб и пытались надуть. Получалось не очень… я лично не участвовал но не из жалости а из боязни бородавок. В более старшем возрасте дергали девочек за косички. Виртуальное общение осложняется тем, что такие выкрутасы из способа познания мира ребенком становятся нормой поведения взрослого человека. И расслабьтесь, Аноним, шпилька в ваш адрес будет в конце . Не берусь судить о вреде или пользе подобного явления в глобальной перспективе, но для индивидуума это плохо. А нам принять как данность и привыкнуть к мелким провокациям , главное самим не заразиться.
Аноним. Судя по вашим постам общение с MTA вам понравилась, поэтому простой вопрос. Почему её посты легко читать а ваши тяжело, хотя по объёму они схожи? Я нейтрализовал все сравнения и наречия, но всё таки уточню, высказывания МТА выглядят короткими.
Ну и шпилька. ... раз уж нам МТА нравится. Не знаю как она расшифровывает свой ник, жаль что пропала, но как интернет мем сам являюсь МТА . Потому могу с полным правом наградить Анонима титулом МТА . Носи и гордись, брат, Дивов о нас ещё мягко написал.