Вот и истекают последние суматошные дни старого года, приближается со своей суматохой год новый, и на стыке двух этих масштабных временных отрезков, в самый момент передачи эстафетной палочки, принято подводить какие-то итоги. Надо бы сказать про блог, но в сфере его устоявшейся жизнедеятельности подытоживать особенно нечего – за год было написано около десяти статей и рецензий, и лучшим для меня итогом будет, если вы как-нибудь на досуге осилите их и напишете комментарий. Поэтому интереснее говорить о моей деятельности за пределами блога, и т.к. книга ещё не закончена, и представить вам пока нечего, я расскажу о книгах, прочитанных за минувший год, и дам некоторые рекомендации. Подобную традицию я завёл ещё в прошлом году, но тогда, поддавшись спонтанной идее, я попросту не смог вспомнить всех названий, а, может, и просто меньше читал, но как бы то ни было в этот раз я ответственно фиксировал всё, что прочитывал, поэтому список будет капитальный и полный.
Прочитано за 2018
- В. Аксенов «Кесарево свечение»;
- С. Алексиевич «У войны не женское лицо»;
- В. Аксенов – рассказ «Рандеву»;
- С. Алексиевич «Цинковые мальчики»;
- С. Алексиевич «Чернобыльская молитва»;
- С. Алексиевич «Время сэконд хэнд»;
- Ю. Казаков – сборник «Во сне ты горько плакал»;
- М. Салтыков-Щедрин «История одного города»;
- Д. Джойс «Дублинцы»;
- В. Набоков «Лекции по русской литературе»;
- Э. Лимонов «Подросток Савенко»;
- Э. Лимонов «Молодой негодяй»;
- Э. Лимонов «У нас была великая эпоха»;
- Ю. Олеша «Зависть»;
- Д. Моррис «Голая обезьяна»;
- Э. Лимонов «Это я – Эдичка»;
- С. Кинг – рассказ «Плот»;
- Э. Хемингуэй «Фиеста»;
- М. Лермонтов «Герой нашего времени»;
- В. Набоков «Лолита»;
- В. Набоков «Лекции по зарубежной литературе»;
- В. Пелевин – рассказы «День бульдозериста», «Музыка со столба», «Происхождение видов», «Нижняя тундра», «Who by fire».
- В. Пелевин «Омон Ра»;
- Ф. Достоевский «Идиот»;
- С. Лукьяненко «Ночной дозор»;
- А. Солженицын «Раковый корпус»;
- Л. Улицкая «Девочки»;
- Дяченко «Vita Nostra»;
- Г.Г. Маркес «Осень патриарха»;
- Н. Гоголь «Мертвые души»;
- С. Кьеркегор «Афоризмы эстетика»;
- Дж. Кэмпбелл «Тысячеликий герой»;
- Н. Шульговский «Занимательное стихосложение»;
- Д. Глуховский «Текст»;
- Л. Улицкая «Казус Кукоцкого»;
- У. Эко «Записки на полях «Имени розы»;
- В. Сорокин «Заплыв» (рассказы и повести);
- В. Сорокин «Сахарный кремль»;
- В. Сорокин «Норма»;
- К. Воннегут «Бойня номер пять»;
- А. Курпатов «Красная таблетка»;
- Д. Быков «Орфография»;
- Ф. С. Фицджеральд «Великий Гэтсби»;
- В. Аксёнов «Стальная птица»;
- Т. Капоте – рассказы «Дерево ночи», «Мириэм»;
- Т. Капоте «Луговая арфа»;
- П. Санаев «Похороните меня за плинтусом»;
- Д. Данилов «Горизонтальное положение»;
- Ю. Яковлева «Дети ворона»;
- С. Е. Лец «Непричёсанные мысли»;
- З. Прилепин «Санькя»;
- А. Иванов «Географ глобус пропил»;
- А. Камю «Миф о Сизифе»;
- А. Камю «Посторонний».
Вот такой получился список. Ну и было бы совсем неучтиво с моей стороны не оставить для вас рекомендаций, тем более что выдающихся и просто хороших книжек в этом году прочитано было немало. И чтобы обозначить видимость хоть какой-то структуры, я разделю свои референции по рубрикам, и пусть каждый выбирает то, что ему по душе.
Шок, трепет и срыв покровов
В рубрике «Шок, трепет и срыв покровов» у нас самое большое представительство, и в первую очередь я хотел бы порекомендовать два сильнейших романа белорусской писательницы и нобелевского лауреата Светланы Алексиевич «Цинковые мальчики» и «Чернобыльская молитва», посвящённых Афганской войне и катастрофе на Чернобыльской АЭС соответственно. Мало сказать, что книги эти произвели на меня впечатление, они буквально переворошили мой внутренний мир. Ощущение было такое, как будто внутренности резко вынули, перемешали и запихнули обратно, а затем они ещё какое-то время двигались внутри, пытаясь отыскать своё место. В общем, тяжёлое и болезненное чтение для тех, кто до сих пор сохраняет какие-то иллюзии по отношению к ушедшей в прошлое советской власти. Однозначно рекомендую.
Из того же душепереворачивающего направления роман Захара Прилепина «Санькя», на который я недавно писал рецензию в блоге. Книжка, на мой вкус, не слишком-то выдающаяся, но так же при условии некоторого здравомыслия позволяет расстаться с иллюзиями, утверждающими русский национализм в ранге адекватной альтернативы сегодняшнему политическому строю.
Неуловимая гармония
В рубрике «Неуловимая гармония» два непохожих, но, на мой взгляд, глубинно очень сопоставимых романа. Первый – классика американской прозы «Великий Гэтсби» Ф. С. Фицджеральда. Просто удивительно, насколько изящно, легко и захватывающе написана эта книга. У многих на слуху это название благодаря недавней экранизации с Лео Ди Каприо в главной роли, но это как раз тот частый случай, когда книга недосягаемо выше любых к ней подходов. И уж совершенно точно ни одному режиссёру не повторить тот эстетский, летящий и точный авторский стиль, которым играет американский классик. Одно лишь описание взметающихся занавесок в гостиной чего только стоит! Шедевр.
Наш ответ Фицджеральду – роман Алексея Иванова «Географ глобус пропил», пронзительная история про современность, а также неустроенность и одиночество маленького человека в ней. Книга и смешная, и лёгкая, и глубокая, и увлекательная одновременно. Без сомнения, один из лучших (если не лучший) русский роман нового времени. (Читайте обязательно в полной версии издательства «Азбука», а не в урезанной «Вагриуса»).
Эксперимент
В рубрику «Эксперимент» я поместил книги, которые могут вызвать у публики и недоумение, и даже отторжение, но тем не менее примечательны по форме высказывания. Тут две интереснейшие работы современных нам авторов: сборник В. Сорокина «Норма» и роман Дмитрия Данилова «Горизонтальное положение». Бесполезно пересказывать, о чём эти книги, – здесь важно не о чём, а как. Исключительно для ценителей оригинального нарратива.
Малая форма
В разделе «Малая форма» рекомендации новелл, рассказов, очерков и прочих короткометражных вещей. Из моего списка однозначное первенство забирает Дж. Джойс и его сборник «Дублинцы». Нет смысла пытаться рассказать о шедевре в двух словах, кое-какое представление вам даст моя рецензия на блоге, но «Дублинцы», без сомнения, одна из вершин мировой новеллистики, которую однозначно должен посетить каждый уважающий себя альпинист-читатель.
Кухонная философия
В этой категории самым неожиданным образом фигурирует книга, уже очень почтенная и порядком забытая, написанная в далёком 1949 году, которая, однако, вдруг всплыла в интернете, да и не где-нибудь, а в рэп-баттлах, в том самом третьем раунде Оксимирона, исполнителя, за несколько последних лет умудрившегося стать заметным феноменом в современном социо-культурном пространстве. Пока ещё преждевременно делать сравнения с другими музыкантами, существующими на узком стыке музыки и самой серьёзной поэзии, но если так пойдёт и дальше, то в упор не замечать это явление, как настойчиво делает сейчас большинство т.н. литературной тусовки, станет уже невозможно. Но речь не об этом, конечно, а о книге Дж. Кэмпбелла «Тысячеликий герой», которая, помимо вдохновения баттл-рэперов, вдохновила и небезызвестного Дж. Лукаса на создание «Звёздных войн». Книга посвящена исследованию и толкованию мировых мифологических сюжетов, но вместе с тем открывает смыслы такой неожиданной глубины, о которых читателю, верующему ли, атеисту ли, следовало бы знать и поразмышлять в качестве духовной работы в тишине и одиночестве. Без лишнего пафоса, многие идеи из этой книги сдвинули мой внутренний мир и изменили взгляд на вещи, на бога, на дихотомию добра и зла.
Скабрезности
Ну и завершает мой хит-парад рубрика «Скабрезности», в которой фигурируют вещи, призванные поразить всех многочисленных ханжей, моралфагов, воинов света и прочих интеллигентствующих учительниц в самое сердце, заставить верещать, выть сиреной и сыпать искрами, и здесь ожидаемо первенствует Э. Лимонов с, пожалуй, лучшей своей книгой «Это я – Эдичка». Думаю, вы, даже если и не читали, примерно представляете, какой весёлый аттракцион ждёт вас внутри, но помимо всей этой физиологичности, эпатажа и поистине виртуозного использования обсценной лексики, в книге очень живо и честно выражено ощущение одиночества и тотальной ненужности огромного таланта – причём по обе стороны океана.
Что ж на этом всё на сегодня. От всего сердца поздравляю вас с наступающим Новым годом, желаю вам провести его не хуже, чем предыдущий, и пусть вашими верными спутниками остаются добрые люди и хорошие книги. Не стесняйтесь задавать вопросы по книгам из списка, делитесь своими впечатлениями и рекомендациями. До скорой встречи!
Мой список прочитанных книг за год втрое меньше. Но учитывая тот факт, что благодаря вашим пользительным для меня лично статьям о мастерстве писателя, вы стали авторитетом, с удовольствием обращу внимание на ваш список. Признаюсь, что мои достижения за год более чем скромны. В последнее время занимаюсь исключительно расследованием одной литературно-исторической тайны. Пришлось даже отложить на некоторое время биографию Горина и большую часть времени года посвятить только двум авторам — И.Ильфу и Е.Петрову. Перелопатил горку литературы об их жизни, перечитал календари событий 1927 года и пока не нашел то, что искал: почему авторы упомянули в «Двенадцати стульях» именно эти даты — 24 апреля 1927 (день встречи Кисы и Оси) и 22 июня 1927 (день шахматного турнира Великого комбинатора в Васюках). Ну не могут два таких писателя просто так, с неба, написать эти даты, ни с чем в их жизни или в истории города и страны несвязанные. Ведь если висит ружьё, то как говорится, в конце 4 акта оно непременно выстрелит. Иначе зачем затевать? Буду надеяться, что всё же найду разгадку. Если же я блуждаю в темной комнате в поисках черной кошки, которой там нет, придется тогда... придумать эту самую кошку. Ибо, как писал Ю.Тынянов: «Где кончается документ, там я начинаю».
Поэтому на правах хозяина (сорри за нескромность) следующего года Свиньи, спешу, во-первых, поздравить вас с наступающим и пожелать крепкого здоровья, успехов и благополучия. Во-вторых, желаю новых литературных открытий, откровений и прозрений, неиссякаемой творческой энергии и процветания ЛИТЕРАТУРНОЙ МАСТЕРСКОЙ. И благодарю за Ваш бесценный для меня труд.
Последние год-два я стараюсь больше читать, но к сожалению, даже *тщательно* формируемый список «к прочтению», перевалил сейчас за полторы тысячи наименований. Почему, к сожалению? Правильнее сказать, к счастью, если учесть, что многие произведения я отбрасываю, прочитав страниц 50. По списку. «У войны не женское лицо» не читал, но ожидаю чего-то сильного. «Фиеста» местами очень нравится. «Ночной дозор» нравится (лучше бы мне было фильм не смотреть вообще). «Мёртвые души» шедевр. Там начало такое, что хочется его перечитывать снова и снова. «Vita Nostra» затянуто и (по мне) натянутая главная идея, но местами производит впечатление и запоминается навсегда. «Подросток Савенко» дочитать не смог, хотя написано неплохо, но физиологии так много, что мне надоело. Вам спасибо, всегда благодарен за рекомендации от людей, которые... как это сказано? литературные альпинисты.
Как будто выслушал умного собеседника. Многое из списка — прочитано и забыто, многое во время чтения восхищало. Улицкую, Маркеса, Достоевского — нет, увольте! Лимонов, Иванов, западные новеллисты — отложены для перечтения и переосмысления. Спасибо, список отличный! Всех с наступающим!
Из озвученного списка прочел в этом году «Тысячеликий герой», остальные или читал раньше или пока не читал. Взял, по вашей рекомендации, на прицел Алексиевич.
От себя могу сказать, что сильное впечатление произвел роман Джона Уильямса «Стоунер» — великолепная история, тонкий и изящный рассказ как в простом человеке, может скрываться удивительная глубина величиной со вселенную.
Из классики поразил «Доктор Живаго». Роман-путешествие из размерной жизни в жуткий большевистский постапокалипсис, когда борьба и выживание выталкивают из фокуса внимания рядового гражданина творчество, любовь, справедливость, саму жизнь... Пастернак пишет как поэт, подбирая сильные, лаконичные и точные слова и сравнения. Пишет логотипами, а не иллюстрациями, для начинающих писателей может быть полезно ознакомиться. Плюс фишка со стихами Пастернака, которые пишет якобы сам Юрий Андреевич — главный герой романа. «Мело, мело по всей земле во все пределы. Свеча горела на столе, свеча горела...» — в «Зимней ночи», на мой вкус, самое крутое описание любовной сцены . ))
С новым годом! Всем любви... ну, и добра тоже!
Игорь, большое спасибо за поздравления. Удивлён, что вы заняты таким необычным расследованием, и дай Бог, чтобы вы докопались до истины, но очень может быть, что даты ничего особенного не значат или значение их сокрыто в сфере личной, нам ныне уже недоступной. Я, конечно, ни на чём не настаиваю, но читая разного рода критические разборы и рецензии, убеждаюсь, что нередко рецензенты находят в текстах такие смыслы и далекоидущие отсылки, которых автор туда и не закладывал. Ну а там кто его знает...
Вадим, поразительно, как вы набрали список в полторы тысячи, но если у вас там много фантастики, тогда удивляться нечего. У меня список есть, и он регулярно пополняемый, но там вряд ли наберётся хотя бы 50 книг. Озвученные вами впечатления в целом разделяю, но вот «Подросток Савенко», как по мне, лучшая книга из Харьковской трилогии Лимонова. Мне очень понравилась. Мне вообще ранний Лимонов очень нравится.
А вот «Ночной дозор», конечно... Я для себя с Лукьяненко уже разобрался, а этой книжкой, как одной из самых хитовых его работ, только подвёл черту: мне очень нравятся его идеи, задумки, концепции произведений и фантастические допущения, но мне категорически не нравится всё остальное. Такие дела...
Виктор, с наступившим!
В.В., и вас с уже наступившим НГ! «Доктор Живаго» у меня в списке, надеюсь, осилю его в новом году (глянул первую страницу и понял, что чтение будет не из лёгких).