В этом тексте о снобизме, снобах и снобствовании, вероятно, будет немало снобства и с моей стороны, но мне хотелось бы, чтобы это вас не смущало. Но если уж одна лишь манера моих рассуждений будет раздражать вас настолько, что затмит всякое понимание смысла, смело закрывайте вкладку и никогда к ней не возвращайтесь. Уверяю, ваша спокойная жизнь от этого не убавится, а одним холиваром в комментариях будет меньше. Suum cuique. Еще нужно заранее отметить, что в тексте я активно манипулирую такими понятиями как «обыватель», «интеллигенция» и «дискурс», прекрасно понимая, что их трактовка в контексте данной статьи может значительно отличаться от общепринятой, приведенной в бесконечных энциклопедиях и словарях, и, вполне возможно, отличаться от ваших внутренних представлений. Прошу вас отнестись к моей вольности с пониманием.
О снобизме и снобах
Я намеренно сузил рамки этой статьи, чтобы не копаться в истоках понятия «снобизм» и не тратить время на препарирование его функциональных узлов, органов и органелл, а озвучить лишь собственные домыслы о причинах его возрождения в современном российском обществе и предпосылках к дальнейшему широкому распространению этого жуткого явления – и в жизни, и в интернете. Естественно, я ни разу не претендую на истинность, зато полностью открыт бескомпромиссному дискусу в комментариях. You are welcome!
Для начала давайте договоримся на берегу, что я буду понимать под снобизмом.
Снобизм – это манера поведения, характеризующаяся претензией на высокую интеллектуальность, изысканный вкус или авторитетность в какой-либо области, и вместе с тем надменно-пренебрежительное отношение ко всем лишенным этих достоинств.
Тема снобизма, громкая и вызывающая, это, конечно, лишь повод, чтобы поговорить об интеллигенции и том незавидном положении, в которое ее загнали в ХХ веке и продолжают мариновать до сих пор. В чем же тут дело?
С ускорением темпов научно-технического прогресса, с многократным возрастанием числа и интенсивности информационных потоков, с расширением границ географической и социальной мобильности в ХХ веке, а в особенности с практически повсеместным внедрением общедоступного массового образования, грань между простым народом и тонкой прослойкой интеллигенции начала стремительно и бесповоротно стираться. И если раньше, в кудрявом ХIХ веке, опознать интеллигента не составляло ни малейшего труда: от мещан и холопов, обученных лишь азам счета, чтения и письма, а чаще – просто неграмотных, он выгодно отличался и образованностью, и начитанностью, и широтой познаний, как, скажем, отличается журнал «Наука и жизнь» от газеты «СПИД-инфо», то уже в следующем столетии ситуация кардинально меняется. В течение ХХ века общий уровень обывательской эрудиции, обывательского кругозора и образования вырос невероятно. И сегодня отличить одних от других, особенно если дискуссия ведется в интернете, совсем нелегко.
Однако, на мой взгляд, между обывателем и интеллигентом сохраняется принципиальная разница. Заключается она в образе мышления. Интеллигент отличается от обывателя способностью к критическому анализу, осмыслению и переработке получаемой информации, а также – к рефлексии.
Сегодня зачастую мы имеем дело с достаточно образованным, эрудированным обывателем, который подводит под свой образ существования целый комплекс разнообразных социальных, политических, биологических и еще каких угодно причин. Секрет лишь в том, что все установки о собственной жизни и картине окружающего мира, получаемые, естественно, извне, обыватель не переосмысливает, а принимает на веру. Поэтому общая масса нашего населения в 90-е гг. с легкостью перескочила из атеизма в православие, а из социализма в капитализм, и с той же легкостью перескочит обратно, если об этом разумно, внятно и доказательно расскажут по телевизору.
Видимая грань между обывателем и интеллигенцией размылась. И чем более она размыта, тем сложнее нам ориентироваться в пространстве. Особенные сложности должно испытывать подрастающее поколение, которому по незнанию чрезвычайно сложно отличить человека думающего от воспроизводящего некий дискурс музыкального автомата. Нам стоит запомнить, что обыватель – это пленник и раб дискурса, что его мировоззрение в огромной степени обусловлено и предопределено хитросплетениями того дискурса, который он исповедует. По-другому не получается; считать, что обыватель каким-то образом формирует или влияет на руководящий им дискурс, по меньшей мере, наивно.
Я был бы рад заявить, что пресловутая способность критически мыслить выводит интеллигента из круга широко распространенных обывательских дискурсов или, по крайней мере, позволяет ему существовать в своеобразных брешах, лакунах и прочих малозаметных расщелинах, которые неизменно оставляет любая, не доказавшая свою истинность точка зрения. Однако это не так. Пользуясь своей способностью к независимым размышлениям, интеллигент, скорее всего, попадает в круг иных, более изощренных интеллигентских дискурсов. И чтобы занять свою, исключительно независимую точку зрения, бедняге, вероятно, придется переработать и их. На что, несомненно, уйдет вся его жизнь, что печально.
Чем же является, с моей точки зрения, снобизм? Снобизм – это определенная манера поведения, используемая доведенным до отчаяния интеллигентом как последнее средство борьбы с обывательским дискурсом. Потому что, как мы прекрасно понимаем, победить дискурс в честной открытой борьбе невозможно. Дискурс, вообще-то, система самодостаточная и до известной меры автономная, и лучшее, что эта система умеет делать – это защищаться. Мыслящий человек, склонный ставить под сомнение любую, в т.ч. и свою собственную точку зрения (что чрезвычайно важно), просто не в состоянии противостоять вооруженному дискурсом собеседнику, который и собеседником-то называется с большой условностью, а выступает, скорее, в роли музыкального автомата, воспроизводящего пластинки с заранее известной аргументацией. Спорить с ним все равно, что тягаться с чат-ботом: можно пыжиться сколько влезет, но бот останется при своем. Беда несчастного интеллигента в том, что он постоянно сомневается; любое суждение, любые новые вводные ему непременно нужно обдумать, взвесить и переосмыслить. А для дискурсивного автомата картина мира ясна, очерчена четко и не подлежит обсуждению.
Поэтому я вижу в снобизме последнюю возможность интеллигента коммуницировать с бесчисленными носителями дискурсов. Использовать свой мозг и свои познания с единственной целью – дискредитировать и поднять на смех своего оппонента. Вывести его за пределы хорошо заученных примеров в смежные области, фактология которых ему не известна, и там разбомбить в пух и прах. Это нечестная игра, но ни о какой честности тут говорить не приходится.
Снобизм в современном обществе становится одной из распространенных форм самопрезентации интеллигента. Сноб – это интеллигент, раз и навсегда избавившийся от чувства вины перед народом. Сноб не питает иллюзий о природе обывателя, он прекрасно знает, что обыватель по сути своей неизменен. Плененный дискурсом, обыватель не хочет меняться, он понял все что нужно об этой жизни, и он гармоничен в своем состоянии. А сноб… Сноб открыто противостоит обывателю, хотя по гамбургскому счету отличается от него не больше, чем журнал «Наука и жизнь» от газеты «СПИД-инфо»…
Вот такие подобрались соображения о снобизме и снобах. А что вы думаете по этому поводу? Как всегда жду ваши мнения в комментариях. До скорой встречи!
Геннадий, в спорах, действительно, мало проку, особенно если споришь с дискурсом. Так если только — покуражиться и потроллить...
Витя, ну понятно, что сноб снобу рознь, и снобствовать способны совершенно разные, в т.ч. и абсолютно далекие от интеллигентности, люди. Критичное отношение к самому себе это, по-моему, и есть рефлексия, я бы ее выделил особо и подчеркнул, без нее интеллигент ну никак не возможен.
Я понимаю, что все мы плаваем в этих абстрактных понятиях, словно в супе, но в этом-то и кроется основная сложность общения: одни и те же слова у каждого ассоциируются с разными картинками.
Про общение мне понравилась ваша мысль. Но опять же, нужно потратить немало времени, чтобы отыскать бриллиант в речепотоках чужих мыслей, да и брюлик этот, скорее, лежит в области нашего сознания, мы находим его внутри себя, а чужие мысли только провоцируют нас на поиск и узнавание. А вторая сложность, ну не сложность даже, а неприятная необходимость, — научиться фильтровать дискурсы, но это приходит со временем, популярные пластинки уже знаешь наизусть.
Я вас люблю)
Пишите больше.
Татьяна, спасибо на добром слове.
Немного не поняла: наличие диплома об окончании литературного института гарантирует каждому право называться интеллигентом, или выборочно все же? Аналогично: отстуствие такого диплома — гарантия, что перед вами обыватель, нахватавшийся чего-то по вершкам, или все же интеллигент, который, возможно. кончил универ по технической специальности?)))
Мррррррррр, встречный вопрос: а наличие или отсутствие у человека паспорта это достаточное основание считать или не считать его человеком?