Эта статья не будет развернутой рецензией или отзывом в классическом понимании; стиль заметки я охарактеризовал бы как размышления над прочитанным. Если говорить конкретно, сегодня я собираюсь задаться вопросом: почему цикл Джорджа Мартина «Песнь льда и пламени» является лучшей фэнтезийной сагой нашего времени?
Безусловно, вы в праве поспорить, что это не так, что есть серии более интересные (длинные, качественные), однако по мнению большинства любителей фантастики (смотрим рейтинг романов на портале fantlab.ru), да и по моему собственному – это факт, не подлежащий каким-либо обсуждениям. Поэтому предлагаю свой взгляд на вопрос, каким образом у Джорджа Мартина получилось переплюнуть всех и вся.
1. Фэнтези на грани исторического романа.
Довод номер один. Книги серии «Песнь льда и пламени» — не просто красочная сказка про рыцарей, королей и драконов, это вполне серьезная вещь, в основу которой положены подлинные исторические события (Война алой и белой розы), но перенесенные в вымышленный мир Вестероса. Причем чистого кристаллизованного вымысла в книгах настолько незначительное количество, что во многих главах он попросту отсутствует. Благодаря этому, у читателя периодически возникает ощущение, что он читает серьезный исторический роман: и язык повествования, и антураж, и описания нравов и быта – все способствует погружению в атмосферу подлинного темного Средневековья. Даже отношение героев к магии, драконам и прочим фантастическим существам напоминает отношение людей из нашего мира – то есть настороженно-скептическое. Чудеса не являются для персонажей чем-то обыденным, драконы и магия рождают страх и здоровое любопытство.
В плане реалистичности для меня стал показательным следующий пример. После прочтения пятой книги цикла – «Танец с драконами», я имел неосторожность взяться за роман С. Лукьяненко «Недотепа». Так вот его я не смог дочитать даже до середины – настолько происходящее в мире Лукьяненко казалось детским и сказочным по сравнению с реализмом книги Мартина. Хотя общее направление примерно то же, уровень подачи материала просто не сопоставим.
2. Максимальный реализм.
Именно реализм достаточно резко отличает цикл Джорджа Мартина от других произведений жанра. Все-таки в основной массе, фэнтези – это сказка. Пусть не всегда добрая, но в целом, стремящаяся к конечной справедливости. Бывают и исключения, например, цикл Р. Скотта Бэккера «Князь пустоты». Но такие книги скорее редкость. «Песнь льда и пламени» погружает нас в мир настоящей, даже более настоящей и суровой реальности, чем наша. В ней царствует насилие и жестокость, главенствует «право сильного», в ней полно помешанных на жестокости психопатов, а женщина не является объектом преклонения – она, скорее, цель для охоты, а иногда и просто товар. Мартин не стесняется описывать нелицеприятные моменты, более того, он сознательно ищет их: в его книгах есть и насилие, и секс, и унижения. Но это не значит, что книги состоят целиком из них. Напротив, в них есть место и героизму, и чести, и доброте. И мне кажется, именно это столкновение противоположностей и делает цикл таким блестящим. В нем злодеи – не просто люди в черных одеждах, плетущие коварные планы, это настоящие монстры, убивающие детей, сжигающие деревни, сдирающие кожу с живых людей. И эти факты порождаются неподдельное ощущение опасности, что усиливает переживания за положительных героев в разы.
3. Отказ от главных фэнтезийных штампов.
За это автору отдельное спасибо. В книгах цикла нет ни вампиров, ни эльфов, ни орков, ни прочих вымышленных рас. Есть драконы, но они маленькие и пока не представляют реальной угрозы. Упомянуты зомби и великаны, но их место в сюжете настолько незначительно, что про них и не сразу-то вспомнишь. Мартин делает главный акцент именно на борьбе и взаимоотношениях людей. Помните, в статье «10 сокрушительных ошибок начинающих писателей» я озвучивал мнение, что в фэнтези любую расу можно смело заменить на людей, и смысл истории практически не изменится? Так вот «Песнь льда и пламени» Дж. Мартина – самое конкретное тому подтверждение.
4. Главные герои перестали быть неуязвимыми.
Вот именно! Потеряна аура неприкосновенности, что сопровождала всех главных героев сказочных эпопей. У Мартина любой, даже самый положительный персонаж может погибнуть или стать калекой! В первый раз читатель испытывает шок — как же так, автор убил главного героя? — а потом просто принимает новое правило, и читать становится в разы интереснее. Теперь каждая опасность кажется реальной, ведь больше нет никаких гарантий, герой на самом деле может погибнуть, как кто-то гиб до него. Этот факт не перестает держать в напряжении, заставляет сопереживать, рождает саспенс! Скажите, что это, если не высочайшее мастерство? А прием, по сути, до неприличия примитивный.
И еще хочу обратить ваше внимание, что в романе противоборствующие силы никогда не являются истинно злыми или абсолютно добрыми. Здесь все, как в жизни: у каждого своя правда, каждый борется за свое счастье и благополучие семьи. И это тоже создает ощущение реальности происходящего.
Вот примерно из таких слагаемых и образовалась глыба под названием «Песнь льда и пламени». Безусловно, у книг серии есть еще масса положительных качеств, как присутствуют, конечно, и некоторые промахи. Однако общее ощущение остается более чем внушительным. Думаю, поклонники серии меня поймут. А тем, кто еще не успел познакомиться с этой сагой – настоятельно рекомендую как можно скорее восполнить этот пробел.
На сегодня все. Прошу активнее высказываться в комментариях по поводу цикла «ПЛИО»: чем он покорил или оттолкнул именно вас? Подписывайтесь на обновления блога «Литературная мастерская», чтобы быть в курсе всего самого интересного. До скорой встречи!
Получать обновления блога «Литературная мастерская» на e-mail!
Ирина, спасибо за позитивный отзыв. Мартина обязательно почитайте, не пожалеете.
Обязательно возьмусь за цикл. Очень заинтересован. Спасибо за отзыв, admin!
Песнь назвать фэнтези никак нельзя. Фэнтези — это героический эпос, с ярко выраженным противостоянием добра и зла. Я бы назвала песнь псевдоисторическим приключенческим романом с элементами фэнтези. *IN LOVE*
Уважаемый admin мне кажется(и полагаю не только мне) что вы считаете «Песнь льда и пламени» лучшей книгой всех времен и народов не вполне оправданно. Почему? Ну давайте разберемся.
Во первых несколько слов об излишней жестокости в книге,якобы придающей повествованию «реализма». У меня такое ощущение что Джордж Мартин считает что единственный способ заставить читателя сопереживать тому или иному персонажу это испортить ему жизнь самым жестоким образом или попросту прикончить его. В книге мы видим тому подтверждение буквально на каждом шагу. Это отнюдь не говорит о его (автора) писательском мастерстве.
Идем дальше. Давайте разберем лишь некоторые из множества сюжетных моментов кишащих фактологическими ошибками и непродуманными поворотами. Взять хотя бы дозорных на Стене. В книге,ещё в самом начале. Восемь человек дикарей убегают от трех стражников девять дней, убегают они домой, да еще и с такой скоростью что всадники их не могут догнать больше недели( если учесть что их средняя скорость примерно 14 км/ч , а стражники едут на лошадях).Из сего делаем вывод что встреча дикарей и дозорных происходит к северу от стены в сотнях километров.Получается что все миссии Ночной стражи — самоубийство. Какой смысл тренировать гарнизон стены если потом отправлять его на верную гибель в никуда?
Да и если подумать смысла в этой Стене высотой почти в 200 нет, ведь как мы знаем через нее перебираются не только люди но и животные. То есть, другими словами смысл этого сооружения в том чтобы выглядеть МЕГА ЭПИЧНО. Далее, стену построили для того чтобы защищаться от дикарей, но если подумать если они перелезут через стену что они будут грабить, что разрушать? Рядом никаких городов нет и климат очень холодный. Ну ладно дикари набили свои мешки награбленным(снегом наверное) они полезут обратно через стену и вернутся домой? А ничего что их дом как я уж говорил расположен в сотнях километров к северу от Стены? Короче говоря это супер проработанный супер план. Да и кстати еще немного о бесполезности СТЕНЫ. Ничего что её можно обойти с моря на самых примитивных лодках летом и по льду зимой?
Хорошо разберем еще один один эпизод.Попытка убийства. Дейенерис. Вот план заговорщиков : торговец на рынке должен быть всучить ей бочонок с отравленным вином, она его выпить и все проблемы нет.Получается если бы она не пошла не пошла на рынок или пошла по нему другой дорогой, или если кто-нибудь попробовал-бы вино перед тем как подать его на стол — покушение проваливалось. Короче говоря шанс успеха этого предприятия очень мал.То же самое сказать о покушении на Брана,
Вспомним кстати о самом смешном моменте романа. Это ткогда Кхал Дрого плавит золото в котле над небольшим костерком в считанные минуты. Мы все конечно все знаем что золото плавится минимум при 1000 градусов Цельсия, а температура открытого огня 300-400.Делам выводы.
И подобных эпизодов в романе еще множество.Кстати если говорить о сериале"Игра Престолов" то создатели многое вырезали из романа Мартина, что кстати пошло ему(сериалу) на пользу.
Итак. подведём итоги. Хотя во многом роман является качественным представителем жанра фэнтези, он далеко не идеал, и уж точно не «самое лучшее фэнтези»,Его пресловутая реалистичность является во многом плюсом, но гипертрофированная жестокость это лишь ход автора, который таким образом пытается сделать роман «реалистичнее»(кстати говоря это наоборот лишь мешает). Кроме того хотелось бы отметить огромное количество фактологических ошибок и неточностей.
В общих чертах это всё.
Дмитрий, спасибо за развернутый комментарий. Но мне кажется, что ваша манера делать выводы на основании предположений ни к чему хорошему не приведет. С чего вы взяли, что я считаю ПЛИО лучшей книгой всех времен и народов? С каких это пор мы оцениваем мастерство автора на основании субъективного мнения одного читателя?
Я понимаю, что вам что-то не понравилось в книге. И мне тоже далеко не все пришлось по душе. Но текст-то совсем не об этом. Текст о том, чем Мартин сумел выделиться на общем ванильно-фэнтезийном поле.
Возможно, вы в чем то и правы.Сейчас издается множество однообразных, постных книг в жанре фэнтези представляющих собой набор из штампов и плагиата. ПЛИО как вы сказали привнесла в жанр множество хороших элементов и идей.
Хотя я считаю многое из выше приведенного текста неправильным, это очень хорошо что вы воспринимаете конструктивную критику.
P.S. Мнение высказанное мной здесь является отнюдь не субъективно.У такой точки зрения множество сторонников.
Да и кстати хочется еще кое что добавить. Вы говорили : « С каких это пор мы оцениваем мастерство автора на основании субъективного мнения одного читателя?»Так вот не надо путать мое субъективное мнение и простейшие правила фактологии и закону физики.
Благодарю за внимание.
Полностью согласен с мнением автора статьи. Настолько проработанного и реалистичного фэнтезийного мира не было ни в одной книге. Каждый персонаж по — своему уникален. И самый весомый плюс ПЛИО — это то, что в ней нет четко выраженных добрых и злых персонажей. А необычная трактовка повествования Мартина просто уникальна.
Кстати, автор статьи, «Танец с драконами» — пятая книга в цикле, а не четвертая.
Первые три книги цикла в целом неплохие (хотя бы есть динамика), но дальше, как говорится «чем дальше в лес, тем толще партизаны», скука смертная. Автор обещает, что еще чуть-чуть и начнется…, но увы лично я этого всеобщего «вау» так и не дождалась. Довольно средне. Я думаю цикл стал так популярен только из-за сериала, который в свою очередь привлек внимание обилием порнухи (кстати порно в книге довольно мало, к разочарованию поклонников сериала).
екатерина, цикл стал популярен задолго до сериала, НВО как раз и вбухали в экранизацию столько денег, т.к. знали, какой мощной фанатской базой обладала ПЛИО. Беда цикла в том, что Мартин подписал контракт сразу на 7 или 8 книг (точную цифру не помню), так что раздувание сюжета вширь сильно заметно и бьет по глазам. В поздних книгах уже нет того эффекта новизны, что несли в себе первые три тома. И если к финалу Мартин не придумает чего-то особенного, то цикл, подозреваю, станет одним из самых громких жанровых провалов. Все же подобный монструозный объем обязан быть хоть чем-то оправдан.