Почему «Песнь льда и пламени» Дж. Мартина – самое лучшее фэнтези?

Эта статья не будет развернутой рецензией или отзывом в классическом понимании; стиль заметки я охарактеризовал бы как размышления над прочитанным. Если говорить конкретно, сегодня я собираюсь задаться вопросом: почему цикл Джорджа Мартина «Песнь льда и пламени» является лучшей фэнтезийной сагой нашего времени?

Безусловно, вы в праве поспорить, что это не так, что есть серии  более интересные (длинные, качественные), однако по мнению большинства любителей фантастики (смотрим рейтинг романов на портале fantlab.ru), да и по моему собственному – это факт, не подлежащий каким-либо обсуждениям. Поэтому предлагаю свой взгляд на вопрос, каким образом у Джорджа Мартина получилось переплюнуть всех и вся.

Песнь льда и пламени

1. Фэнтези на грани исторического романа.

Довод номер один. Книги серии «Песнь льда и пламени» — не просто красочная сказка про рыцарей, королей и драконов, это вполне серьезная вещь, в основу которой положены подлинные исторические события (Война алой и белой розы), но перенесенные в вымышленный мир Вестероса. Причем чистого кристаллизованного вымысла в книгах настолько незначительное количество, что во многих главах он попросту отсутствует. Благодаря этому, у читателя периодически возникает ощущение, что он читает серьезный исторический роман: и язык повествования, и антураж, и описания нравов и быта – все способствует погружению в атмосферу подлинного темного Средневековья. Даже отношение героев к магии, драконам и прочим фантастическим существам напоминает отношение людей из нашего мира – то есть настороженно-скептическое. Чудеса не являются для персонажей чем-то обыденным, драконы и магия рождают страх и здоровое любопытство.

В плане реалистичности для меня стал показательным следующий пример. После прочтения пятой книги цикла – «Танец с драконами», я имел неосторожность взяться за роман С. Лукьяненко «Недотепа». Так вот его я не смог дочитать даже до середины – настолько происходящее в мире Лукьяненко казалось детским и сказочным по сравнению с реализмом книги Мартина. Хотя общее направление примерно то же, уровень подачи материала просто не сопоставим.

2. Максимальный реализм.

Именно реализм достаточно резко отличает цикл Джорджа Мартина от других произведений жанра. Все-таки в основной массе, фэнтези – это сказка. Пусть не всегда добрая, но в целом, стремящаяся к конечной справедливости. Бывают и исключения, например, цикл Р. Скотта Бэккера «Князь пустоты». Но такие книги скорее редкость. «Песнь льда и пламени» погружает нас в мир настоящей, даже более настоящей и суровой реальности, чем наша. В ней царствует насилие и жестокость, главенствует «право сильного», в ней полно помешанных на жестокости психопатов, а женщина не является объектом преклонения – она, скорее, цель для охоты, а иногда и просто товар. Мартин не стесняется описывать нелицеприятные моменты, более того, он сознательно ищет их: в его книгах есть и насилие, и секс, и унижения. Но это не значит, что книги состоят целиком из них. Напротив, в них есть место и героизму, и чести, и доброте. И мне кажется, именно это столкновение противоположностей и делает цикл таким блестящим. В нем злодеи – не просто люди в черных одеждах, плетущие коварные планы, это настоящие монстры, убивающие детей, сжигающие деревни, сдирающие кожу с живых людей. И эти факты порождаются неподдельное ощущение опасности, что усиливает переживания за положительных героев в разы.

3. Отказ от главных фэнтезийных штампов.

За это автору отдельное спасибо. В книгах цикла нет ни вампиров, ни эльфов, ни орков, ни прочих вымышленных рас. Есть драконы, но они маленькие и пока не представляют реальной угрозы. Упомянуты зомби и великаны, но их место в сюжете настолько незначительно, что про них и не сразу-то вспомнишь. Мартин делает главный акцент именно на борьбе и взаимоотношениях людей. Помните, в статье «10 сокрушительных ошибок начинающих писателей» я озвучивал мнение, что в фэнтези любую расу можно смело заменить на людей, и смысл истории практически не изменится? Так вот «Песнь льда и пламени» Дж. Мартина – самое конкретное тому подтверждение.

4. Главные герои перестали быть неуязвимыми.

Вот именно! Потеряна аура неприкосновенности, что сопровождала всех главных героев сказочных эпопей. У Мартина любой, даже самый положительный персонаж может погибнуть или стать калекой! В первый раз читатель испытывает шок — как же так, автор убил главного героя? — а потом просто принимает новое правило, и читать становится в разы интереснее. Теперь каждая опасность кажется реальной, ведь больше нет никаких гарантий, герой на самом деле может погибнуть, как кто-то гиб до него. Этот факт не перестает держать в напряжении, заставляет сопереживать, рождает саспенс! Скажите, что это, если не высочайшее мастерство? А прием, по сути, до неприличия примитивный.

И еще хочу обратить ваше внимание, что в романе противоборствующие силы никогда не являются истинно злыми или абсолютно добрыми. Здесь все, как в жизни: у каждого своя правда, каждый борется за свое счастье и благополучие семьи. И это тоже создает ощущение реальности происходящего.

Вот примерно из таких слагаемых и образовалась глыба под названием «Песнь льда и пламени». Безусловно, у книг серии есть еще масса положительных качеств, как присутствуют, конечно, и некоторые промахи. Однако общее ощущение остается более чем внушительным. Думаю, поклонники серии меня поймут. А тем, кто еще не успел познакомиться с этой сагой – настоятельно рекомендую как можно скорее восполнить этот пробел.

На сегодня все. Прошу активнее высказываться в комментариях по поводу цикла «ПЛИО»: чем он покорил или оттолкнул именно вас? Подписывайтесь на обновления блога «Литературная мастерская», чтобы быть в курсе всего самого интересного. До скорой встречи!

Получать обновления блога «Литературная мастерская» на e-mail!

Почему «Песнь льда и пламени» Дж. Мартина – самое лучшее фэнтези?

20 комментариев для “Почему «Песнь льда и пламени» Дж. Мартина – самое лучшее фэнтези?

  1. Не читал «Песнь льда и пламени», судит не могу. Но пару копеек вставить по поводу статьи обязан) Судя по описанию это вообще не фэнтези, а псевдоисторический роман. Если в фэнтези нет колдовства, чудовищ, разнообразных рас разумных и не очень существ и прочих мифологических архетипов — это не фэнтези. Отсутствие ярко-выраженных Зла и Добра — это характерная черта для большинства современных книг — постмодернизм крепчает. 

     

    На мой взгляд, жанр фэнтези лучше всего воплощен не в литературе, а в компьютерных играх) 

     

  2. Фэнтези сейчас имеет несколько направлений. То, что вы понимаете под фэнтези, называется классическим. Но оно бывает еще,например, городским, славянским, темным и пр. Цикл Мартина относится к историческому фэнтези.

  3. Володя

    А что плохого в таком постмодернизме? Жанр развивается, но есть слоупоки до сих пор пишущие про орков, эльфов и перечеловеков с двуручным мечом. Заслуга Мартина в том, что он подвел черту между надоевшей нормальным людям «сказочкой» (как правило с отсутствием элементарной логики) и продуманной реалистичной историей. После Мартина писать про «колдовство и разных чудовищ», добавленных ради усиления слабенькой истории — дурной тон. Я надеюсь, что вскоре благодаря таким, как Мартин из фэнтези полностью исчезнут все розовые рыцари и некакающие девочки. 

  4. Может я отношусь к разряду «ненормальных людей», но люблю фэнтези написанное в «сказочном» стиле. =) От нашей реальности так порой устаешь, что хочется поваляться на диване с книжкой в руках,  почитать про эльфов, гномов, горгулий, как например  у Елизаветы Шумской  в книге «Пособие для начинающего мага». Читала «Песнь льда и пламени» и фильм посмотрела. Не скажу, что совсем не понравилось, но... Слишком откровенное смакование жестокости, насилия, массовые кровавые сцены. Вы думаете это реализм? Автор не представляет как это — содрать кожу с живого человека.  От обширного ожога, когда это происходит моментально, человек сначала визжит как поросёнок, потом теряет сознание от  боли или впадает в шок, что смертельно опасно. Пишу не просто так, работала в хирургии, знаю, видела. А здесь Теона Греджоя (обычного слабого человека)  мучают, режут на кусочки, а он только рыдает и молит о пощаде. Не верю в ТАКОЙ реализм. Да и не нужен он. Зачем в людях воспитывать в жестокость? Сначала люди умирают тысячами (как насекомые) в книгах, в фильмах. Потом человек берёт ружьё и выходит на улицу, стрелять в прохожих, он же представление не имеет, что невинным людям безумно страшно умирать —  в книгах же  об этом так интересно пишут. 

  5. Мне нравяться ваши статьи. Перечитала все, некоторые из записей скопировала себе в памятку, что бы ещё раз перечитать в спокойной обстановке. Я тоже отношусь к разряду начинающих, хотя есть и опубликованные книги, рассказы. Рада, что случайно увидела ваш Блог, конечно подписалась на обновление. Написано интересно, доступно, главное для таких как я востребованно. Спасибо.,  Галина.

  6. Галина, спасибо за приятные слова =) 

    Вообще, лично я думаю, что излишняя жестокость применяется Мартином именно для прорисовки отрицательных персонажей — чем изощреннее их садизм, тем страшнее они для нас, читателей, и тем больше мы переживаем за положительных героев, им противостоящим.

     

     

  7. Спасибо, что ответили. Фэнтези самый мой любимый жанр. Из зарубежных больше всех нравится Анджей Сапковский и "Геральт»  и «Цири». Там тоже и борьбы и крови хватает, но как здорово он отслеживает судьбу героев, изменение их мировоззрения, а развязка совсем неожиданная. Я, честно, не ожидала такого финала в «Геральте». Нравится «Чужая война» Натальи Игнатовой, если не читали, советую. Правда, там нелюбимые вами эльфы, но они показаны совсем не такими, какими мы их привыкли видеть, особенно главный герой. Сюжет держит в напряжении от начала до конца. Интересно было бы прочитать ваше мнение об этой книге.

    Насчёт жестокости, я согласна ещё в книге что-то описать, но в фильме... Мир изменился, изменилась мораль, то, что было плохо, стало обыденным. Вы считаете, что  садизм кого-то устрашит? Может кого-то и да, но многим это просто любопытно. Когда-то толпы народа в средневековье сбегались на казнь, смотрели, как четвертуют, возмущались, когда преступнику неожиданно давали помилование и отбирали у них зрелище. Наше общество ушло не так далеко от этого, я думаю и популярность «Песнь льда и пламени» частично отсюда.

     

  8. Галина, по поводу нашего современного общества, конечно, сложно не согласиться.

    А вот по поводу предпочтений — литературных и кинематографических — я думаю, что публику можно условно разделить на две группы. Первым интересна эмоциональная сторона истории, а вторым важно, чтобы была в порядке логика и реалистичность, чтобы все было как в жизни. Людей этих групп легко определить, когда смотришь фильм в компании (там всегда кто-нибудь говорит, что, мол, такого не бывает). Так вот для первых жестокость и насилие на экране или в книге — это проявление отрицательных эмоций, и в произведении это излишние элементы; а вторым вся эта «правдивость» жизненно необходима, они попросту не получат удовольствия, если автор не продемонстрирует им, что история действительно могла произойти на самом деле.

  9.  "Песнь Льда и Пламени" никогда не читала и в ближайшее время не собираюсь. Я понимаю, чтобы сравнивать и критиковать книги, надо сначала многое и разное прочитать. Но про насилие, которым полниться современный мир, пока что, так подробно читать не хочу. Зато было бы интересно услышать от вас о циклах «Перси Джексон» и «Герои олимпа» Рика Риордана. Это мои наилюбимейшие книги в жанре фэнтези!!!))) А также рецензию на книги: «Цветы для Элджернона»- Дэниэл Киз, «Джерри Островитянин» и «Майкл Брат Джерри»- Джека Лондона и «Опасные Приключения Сыщика и Мага Скелетжера Ловкача»))) Ваши статьи очень полезные и увлекательные!

  10. Смотрела сериал «Игра престолов», к сожалению, не читала книги, но очень хочу и собираюсь прочитать! Но уже могу сказать, что мне очень понравилось, кто не смотрел и не читал — очень рекомендую! Спасибо за интересный статьи, admin, и за классные комментарии подписчикам. Замечательный сайт!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Пролистать наверх