Конфликт

Продолжаем изучение структурных элементов сюжета, и сегодня поговорим о ядре драматических историй – конфликте.

Что такое конфликт?

В первую очередь, конфликт – это столкновение, борьба двух или более интересов в рамках литературного произведения. В «Песне льда и пламени» Дж. Мартина Ланнистеры сражаются со Старками, во «Властелине колец» объединенные силы людей, эльфов и гномов противостоят Саурону, ну и т.д. Вся сюжетная и развлекательная проза тяготеет к использованию конфликта, как основного двигателя сюжета.

Во вторую очередь, конфликт является источником драматических ситуаций, катализатором напряжения физических и эмоциональных сил вовлеченных в борьбу персонажей. Кому интересные ленивые и праздные герои? Персонажи, втянутые в конфликт, вынуждены проявлять силу своего характера и интеллекта, чтобы добиться поставленных целей, а столкновение двух разнополюсных сил рождает разнообразные драматические ситуации – моменты, когда человек стоит перед сложным выбором или висит на волоске.

Наблюдающий за подобным искусно выписанным столкновением читатель невольно втягивается, сопереживает той или другой стороне. Острые конфликтные ситуации всегда притягивают внимание, такова уж природа любопытства, а что еще нужно писателю, как не сосредоточенный на его тексте читатель? В этом плане кино и литература – это формы, позволяющие создавать конфликты самого высочайшего накала. Ограничения накладывает лишь фантазия автора. Поэтому запомним, что конфликт в умелых руках – есть сильнейшее средство воздействия на читательскую аудиторию.

Конфликт

Конфликт как он есть.

Однако мой долг предупредить: не в каждом художественном произведении обязан присутствовать конфликт. Я уже говорил об этом в статье "О типах художественной литературы" (прочитайте ее, чтобы полнее понимать сферу применения советов из из рубрики «Сила сюжета»). Прозаические труды в наше время столь разнообразны, что позволяют обращаться к самым разным сторонам человеческого бытия: не только бескомпромиссной борьбе за место под солнцем, но и сферам духовным и интеллектуальным, эстетике описаний. Однако современная массовая культура, хотим мы того или нет, почти полностью зависима от конфликта.

Поэтому если вы намереваетесь писать остросюжетную прозу, если хотите уверенно владеть вниманием читательской аудитории, вам просто необходимо овладеть искусством построения художественного конфликта.

Итак, добротная драматическая история всегда начинается с конфликта. Однако ему совершенно необязательно проявляться уже на первой странице, но к концу условной первой трети повествования он должен обозначиться конкретно и четко (подробнее в статье "Трехактная структура произведения"). В противном случае, читатель попросту заскучает. Я регулярно сталкиваюсь с подобными текстами: страница за страницей что-то происходит, герой бегает и суетится, но совершенно непонятно, зачем и с какой целью. Конфликт не обозначен, и мы уже не ориентируемся в событиях.

Из этого следует, что в конфликте должны присутствовать только ясные, четко выраженные силы – до читателя следует донести, кто, за что и почему сражается. Обе стороны конфликта нужно наделить конкретными целями, достижение которых для героев должно быть жизненно важным.

Возьмем для примера следующий простейший сюжет.

Две семейные пары вместе с детьми отправляются в двухдневный загородный поход. Вечером на привале девочку кусает ядовитая змея; рядом с ней оказывается отец второго семейства – он пытается отогнать змею, но та кусает и его. Яд змеи смертелен, и люди просто не успеют добраться до города вовремя. Однако у мужчины есть с собой противоядие, но его хватит только для одного. Родители девочки считают, что спасти нужно именно ее, и они готовы силой отобрать лекарство у второй семьи. Мужчина же, как и его близкие, считает, что принять противоядие должен именно он. Две дружные семьи в один миг становятся лютыми врагами. Вот вам и конфликт.

Как видите, в данной истории в центре конфликта находится конкретный предмет — ампула с противоядием. Очень важно, чтобы в центре конфликта находилось нечто понятное и осязаемое (кольцо всевластия во «Властелине колец», Железный трон в «ПЛИО»).

В конфликте приветствуется столкновение крайностей. Чем больше контраст противоборствующих персонажей, чем ярче конфликт. Не забывайте, что стороны в конфликте создают друг другу барьеры – их противостояние ни в коем случае не должно быть умозрительным и вялым, чем больше хитрости и изобретательности проявляют стороны, чем дальше они готовы зайти – тем интереснее. Подробнее читайте в статье "Бреши, барьеры и перипетии".

Антагонист.

Очень тесно с понятием конфликта связаны еще два сюжетных элемента: антагонист и альтернативный фактор.

Антагонист – это конкретное лицо, противостоящее главному герою. В трилогии Дж. Р. Р. Толкиена «Властелин колец» главным антагонистом является темный дух Саурон, именно его цели и действия идут вразрез с интересами главных героев. Наличие антагониста предусматривает форму конфликта вида «Добро и зло». Иногда как такового антагониста в произведении может и не быть, в этом случае конфликт примет форму «добро против добра» (как в нашем примере с укусом ядовитой змеи: никто из героев не является откровенно злым (хотя, тут можно поспорить), каждый борется за свою жизнь), либо имеет место так называемый внутренний конфликт.

Внутренний конфликт – есть столкновение двух противоборствующих сторон личности. В нашем примере у укушенного мужчины будет развиваться нешуточный внутренний конфликт – нормы морали и воспитания будут толкать его отдать противоядие девочке, а вот чувство самосохранения будет настаивать на другом.

Зачастую в художественной прозе разворачиваются сразу несколько конфликтов. Это делает историю многогранной, приближенной к подлинным жизненным реалиям. Главное, что требуется здесь от писателя, не забыть довести каждый из конфликтов до разрешения.

Более подробно о роли антагониста в сюжете художественного произведения читайте в одноименной статье: «Антагонист».

Альтернативный фактор.

Альтернативный фактор – это реальная угроза, которая настигнет героя в случае поражения в конфликте. Ключевое слово здесь – реальная. Если герой в результате поражения в конфликте никоим образом не пострадает, то и сопереживать ему для нас не так уж и интересно. Другое дело, если ему грозит реальная, ощутимая опасность. Отмечу особо, что альтернативный фактор нужно обозначить в тексте как можно раньше, чтобы не возникало неприятного ощущения марионеточности поступков.

Ниже приведена классификация альтернативных факторов по книге А. Митты «Кино между адом и раем».

Классификация альтернативных факторов по А. Митте.

  1. Потеря самоуважения.
  2. Профессиональный провал.
  3. Физический вред.
  4. Угроза смерти.
  5. Угроза жизни семьи.
  6. Угроза жизни нации.
  7. Угроза человечеству.

Как видите, степень накала идет по возрастающей. Но это отнюдь не значит, что самые захватывающие драмы строятся вокруг угрозы уничтожения человечества. Вовсе нет. Здесь как раз и проявляется настоящее мастерство писателя и сочинителя: конфликты с более слабыми альтернативными факторами рождают больше интересных вариаций. В нашем примере со змеей действует альтернативный фактор четвертой группы (угроза смерти), он-то и позволяет нам ввести дополнительный очень интересный внутренний конфликт. А вот действуй у нас уже пятый фактор (укус получил его собственный ребенок), никаких внутренних противоречий у мужчины не возникло бы.

Что ж, на этом пока остановимся. Вы получили основные знания о природе конфликта в литературных произведениях, поняли основные моменты и особенности его использования и построения. Надеюсь, эти теоретические основы будут удачно воплощены вами на практике. Спасибо за внимание. Следите за обновлениями!

Получать обновления блога «Литературная мастерская» на e-mail!

Конфликт

19 комментариев для “Конфликт

  1. скажите, может ли примерно такая ситуация в книге считаться конфликтом:

    две подруги (назовем их Катя и Ира) заканчивают последний класс школы, готовятся к выпуску, строят планы на будущее. Однажды Катя забывает учебник дома, и просит своего брата (назовем его Макс), занести его ей по дороге в институт. Он выполняет просьбу сестры и заносит ей учебник. Она знакомит его с подругой, на которую уже и так засматривалась половина парней в школе. У Иры с Максом начинается роман, о котором сестра, с которой у Макса были достаточно доверительные отношения, знает только имя этой леди Х. Подруга тоже о своем поклоннике особо не распространяется, говорит только, что ее все устраивает и она вполне счастлива. Ну словом через два года бурного романа догадайтесь, что получилось и чем это кончилось. Папаша наш рад несказанно, готов в любой момент на ней жениться, но новоиспеченная матушка замуж отчего-то не спешит, говорит что ей пока хочется для себя чуток еще пожить, ну да ладно, она может еще передумает.  тут совершенно некстати случилось сильнейшее наводнение,(собственно, это фантастика и дело было в стране расположенной на острове в океане, и имена соответственно, изменены для удобства читателей) лодку на которой они попытались перебраться на остров побезопасней, перевернуло волной, ее затягивает ко дну, он помогает ей вынырнуть, волной их растаскивает на огромное расстояние друг от друга и его затягивает на подводные скалы. Выбраться, конечно, удалось обоим, но у нее только пара ссадин, а у него серьезные травмы, которые неизвестно чем могут закончится. Медицина конечно хорошо развита, но не всесильна, и никто никаких гарантий дать не может. Ире приходится рассказывать подруге правду, и разумеется, Катя винит в произошедшем подругу. В отношениях бывшими когда-то не разлей-вода подругами наступило заметно отчуждение. Ира все время на нервах и боится потерять ребенка, оставшегося последней ниточкой в счастливое прошлое, Макса она любит, и он ее. Катя очень привязана к брату, и мысль о том что она тогда спаслась, а он мог погибнут еще больше ее озлобляет. Вечные скандалы девушек порой не может прекратить даже сам Макс.

    Ну, что скажете? Может ли человек считаться объектом конфликта? Знаю, конфликт слабоват, но я только начинаю работу в новом жанре и еще не до конца освоилась. И еще, обязательно ли должен в произведении быть чисто отрицательный и чисто положительный герой? В жизни же так не бывает...

  2. Анастасия, безусловно, человек может быть объектом конфликта. И ваша история, насколько я понял, как раз из этого разряда. 

    Однако хочу обратить ваше внимание на то, что конфликт у вас выходит очень и очень слабый. А все потому, что реакции участников этого треугольника малопонятны и кажутся ну уж совсем нелогичными. Почему Ира и Макс скрывали свои отношения? Они что, замужние люди и завели интрижку на стороне? Тем более странно, что скрывали это от родной сестры и лучшей подруги. И тем более ДВА ГОДА!!! Что это за лучшие подруги «не разлей вода», которые не секретничают о парнях, а скрывают свои любовные приключения друг от друга? Да и вообще, откуда тут ревность? Катя, наоборот, должна бы порадоваться, что ее брат нашел свое счастье с такой классной девушкой, как ее лучшая подруга.

    В общем, конфликт такой себе... Я бы на вашем месте попробовал заменить брата на отца — такой конфликт был бы и взрослее, и острее. Ну, исключительно на мой вкус.

  3. спасибо за ответ, очень приятно что Вы нашли время ответить. Конфликт хоть и слабый, но слишком много событий на нем закручены и изменить не выйдет, тогда придется переписывать 60 страниц, а мне честно говоря не слишком хочется.

    А по поводу парней, я тоже своей лучшей подруге о моих кавалерах особо не разговариваю (нам по 15, героиням лет по 18, разница думаю есть).

    Кстати, по поводу «классной» Катя знала пожалуй о слишком многих любовных приключениях подруги, и каким скандалом при расставании они заканчиваются, и характер у подруги тоже не сахар. Ну а ревность... видимо я забыла указать, что родители Кати и Макса люди науки, большую часть времени проводили в разъездах а дети были предоставлены сами себе. У них есть еще младшая сестра-подросток, с воспитанием которой тоже проблем выше крыши а то и больше, но в самом конфликте она третье лицо, особой роли не играющее. Так вот, дети большую часть года проводили у бабушки (хотя, скорее прабабушки), которая по причине старости с трудом могла за тремя вечно бегающими-прыгающими детьми уследить. С более-менее осознанного возраста за сестрами следил Макс, в некотором роде взяв на себя роль отца, в то время как тот проводит время в командировках. Видимо Катюша с чего-то решила, что брат всегда обязан быть при ней, отсюда и ревность. Хотя скорее всего просто боялась, что брат, когда у него появится девушка, забудет про сестру и она потеряет единственного близкого ей человека. С родителями отношения были довольно таки прохладными. Да и где уж им сложится, когда те домой только ночевать приходят? Это что касается ревности.

    По поводу секретов: как я уже говорила, о большинстве любовных приключений подруги она знала более чем достаточно, и представляла, какие сцены подруга чисто от скуки и вредного характера любит закатывать кавалерам, поэтому она была бы мягко говоря не в восторге от новости что у подруги роман с ее братом. Мысль, кстати, достаточно здравая, о том что брату на момент начала этого романа был уже 21 год (3 года разницы с ней, 8 лет с младшей сестрой), и со своими отношениями он как- ни будь сам разберется, ее отчего-то не посетила.

    Почему скрывали? Ну с ее стороны опасность это деспотичный папаша, который ей со своим «воспитанием», а точнее дрессировкой уже в кошмарах снится. Если прибавить к этому его материальную состоятельность, и святая вера в то, что его дочери должны выходить исключительно за парней своего круга, то и выходит, что он был против такого выбора дочери. Она сама была полностью от него зависима — работать не приучили, денег своих нет, жить негде. Замуж выйти она была бы и не против, если бы «любимый» папа так в этом вопросе не подгонял и не диктовал условия в духе «у него обязательно должны быть состоятельные родители, если это не так, то он тебе не подходит» Родители Макса и Кати люди конечно не бедные, но по сравнению с состоятельностью отца Кати это было очень и очень скромно. Сам Макс тоже выбрал науку, соответственно, золотых гор там в представлении Катиного отца не предвиделось. С его стороны основная проблема это сестра. Он прекрасно понимает, что она не обрадуется такому повороту событий, если учесть что она его воспринимала в некотором роде как отца (в том плане что всегда ей помогал с уроками, всегда был рядом, она всегда могла с ним посоветоваться), и грандиозного скандала ему хотелось бы избежать. Стоит указать, что и его родители Иру откровенно говоря за ее несносный темперамент недолюбливали, и тоже бы не обрадовались. Значит выход у них остается один: собирать манатки, жениться и уезжать. Собирались, но не успели.

    Ну и тут вся эта история всплывает. Срабатывает обыкновенный человеческий инстинкт «найти виноватого» кто виноват? Ира, не могла себе другого кавалера найти, а тут еще и ребенок, 9-10 недель, ну совершенно непонятная для Кати ситуация. Как же так, встречались, ей не сказали, да еще и ребенок у них? Короче, разобиделась она на бывшую подругу, а попутно и на всех остальных участников этой запутанной истории жутко, от сюда и ревность и обиды и скандалы. Ну как-то так %) %) %)    

  4. Анастасия, я вас очень хорошо понимаю. Я тоже большой любитель прятать слабый сюжет за ворохом разнообразных деталей, но читателя-то не обманешь. Если в сюжетном построении есть какая-то слабина, то читающий обязательно за нее зацепится свежим взглядом. Я уже много раз говорил здесь о том, что разработке сюжета и составлению плана должно уделяться огромное количество времени, намного больше, чем требуется для написания текста. Ведь одна ошибка, несостыковка, допущенная в самом начале, отправит весь проект в корзину. А я-то, уж будьте уверены, знаю цену таким ошибкам.

  5. Поняла вас. Можете удалить историю нашей беседы, раз уж от нее все равно никакой пользы?

  6. Я, если не возражаете, останусь при своем мнении

  7. Анастасия, почему никакой пользы? Польза огромная. И для вас, и для всех остальных, кто прочитает эти комментарии. Да и потом, вы же не считаете, что из-под пера писателя выходят сплошь шедевры? Даже у великих из многотомных собраний сочинений по-настоящему удачна лишь малая часть, а что уж говорить о нас, смертных. Так что не отчаивайтесь: пишите следующую вещь или попытайтесь переработать эту — все это хороший опыт.

  8. Здравствуйте!

    Я вот задумался, а какой альтернативный фактор действует во внутреннем конфликте вашего пример? Укушенный отец семейства колеблется: «нормы морали и воспитания будут толкать его отдать противоядие девочке, а вот цинизм и чувство самосохранения будут настаивать совершенно на другом».

    Что будет победой в этом внутреннем конфликте, а что поражением? Трудность заключается в том, чтобы отдать лекарство ребенку. Значит, победой в этом внутреннем конфликте будет согласие героя отдать лекарство чужому ребенку и, как следствие, смерть героя. А если герой проиграет внутренний конфликт, то есть если он выпьет лекарство сам, то он должен потерять самоуважение (уровень альтернативного фактора № 1), если герой не полный подлец. Но победа во внутреннем конфликте приведет к смерти героя. А это же более высокий уровень альтернативного фактора.

     

  9. Henkin, не ко всякому конфликту можно привязать категории победы и поражения. Практически всегда внутренний конфликт — это столкновение двух противоположных мотиваций. Именно выбор меньшего из двух зол позволяет раскрыть истинный характер персонажа. Конфликт вводится в текст не для того, чтобы показать, кто выиграл, а кто проиграл, а чтобы раскрыть характеры действующих лиц.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Пролистать наверх