Эта запись посвящена одному из важнейших, но крайне недооцененных начинающими авторами элементов сюжета – обязательной сцене. Из данной статьи вы узнаете, почему в рассказе или в романе всенепременно должна быть обязательная сцена, как ее написать и каким образом ее наличие влияет на впечатление, производимое историей на читателя. Если вы готовы узнать один из самых главных секретов классного сюжета – милости прошу за мной.
Важное предупреждение: советы и рекомендации из этой статьи относятся главным образом к развлекательной сюжетной прозе, а также к прозе, в основе которой лежит конфликт. Использование данных приемов в литературе иных направлений может не дать желаемого эффекта или вовсе оказаться вредным. Более подробно о классификации произведений читайте в статье "О типах художественной литературы".
Обязательная сцена.
Итак, что же это за сцена такая? Если емко и коротко, обязательная сцена – это финальное столкновение героя и антагониста, темы и контртемы произведения. Из самого названия сцены вы уже, вероятно, поняли, что она в истории должна присутствовать обязательно. Но почему?
Представьте себя читателем. Вот вы открываете какую-то книжку, начинаете лениво пролистывать страницу за страницей, и происходящее потихоньку вас увлекает.
В книге некий главный герой – положительный смелый парень – пускается в опасное дальнее путешествие, чтобы вернуть на родину некую особо ценную вещь. Только вот вещицу эту, важную и нужную чрезвычайно, стережет главный и очень опасный злодей. Много лет назад он вероломно выкрал эту реликвию из дворца, оттащил в свое логово и с тех пор безжалостно убивает каждого смельчака, рискнувшего явиться за ней.
Перед нами первый акт истории: автор обрисовал диспозицию сил, наглядно объяснил, кто здесь добрый, а кто злой. Это мы понимаем. Дальше начинаются активные действия, развитие сюжета и перипетии, а мы пристально следим за ними. А чего, собственно, мы ждем от этой истории? Какой интерес сподвигает нас к чтению? Ведь что-то заставило нас отодвинуть в сторонку домашние дела и пульт телевизора и продолжать читать. Интрига? Верно, но в чем она заключается. Конкретно в этой истории мы хотим увидеть, как герой возвратит (или хотя бы попытается) украденное сокровище и, разумеется, как он победит (или хотя бы сразится) с невероятно сильным злодеем.
Будем ли мы удовлетворены, если главный герой неожиданно погибнет на полпути к логову бармалея, утонув в реке на переправе? Думаю, нет. А будем ли мы довольны, если главный герой дождется глубокой ночи, пролезет в злодейское логово, по-тихому выкрадет сокровище и благополучно вернется домой? Лично я – нет. Если в завязке обозначены две враждующих стороны, и сам сюжет построен вокруг их конфликта, то логично ожидать, что в конце эти две силы сойдутся в открытом противостоянии. Иначе к чему был весь сыр-бор?
Иными словами, мы с вами, как читатели, ждем главного столкновения – битвы доброго смелого парня со всемогущим злом. То есть обязательной сцены. И чем круче и непобедимей кажется зло, тем сильнее мы ждем столкновения с ним.
Фатальная ошибка начинающих авторов.
Думаю, теперь вы прочувствовали всю важность обязательной сцены для повествования. Однако не все начинающие авторы перед тем как набросать сюжет проходят приведенную выше цепочку рассуждений. Чаще всего пишут как пишется, по наитию. Вот и получаются рассказы и повести, где добро борется со злом виртуально, через океаны и космические просторы или просто «для галочки». А потом незадачливые авторы удивляются, почему история получилась такой скучной и почему так плохо принял читатель. А чего ему, читателю, еще остается? Он-то ждал развязки, зубодробительного противостояния, эпической битвы не на жизнь, а на смерть, а ему подсунули что-то совершенно другое. Нехорошо! Кстати, подобные казусы приключаются не только с начинающими, даже опытные и маститые авторы порой так увлекаются побочными сюжетными ответвлениями, что совершенно забывают о главном конфликте.
Поэтому чтобы не было мучительно больно, всегда и везде: сначала придумывается обязательная сцена! Как только в голове сформировалась идея основного конфликта произведения, сразу же нужно продумать обязательную сцену. Без нее нет смысла браться за остальное. Все дорожки в рассказе ли, романе ли ведут только к ней. Когда вы уже точно определились, кто, где, когда и как в ней схлестнется – только тогда можно придумывать остальной сюжет и его повороты.
Требования к обязательной сцене.
Главное требование, безусловно, чтобы эта сцена была.
Второе по важности требование: читатель должен получить от обязательной сцены то, что он хочет, но совершенно не так, как того ожидает. Вся сложность обязательной сцены в том и заключается, что читатель подсознательно ждет ее и знает, что она будет. Пропадает эффект удивления! Поэтому сцена должна быть, но в ней читателя придется удивить.
В нашем примере читатель ожидает, что герой сразится со злодеем в его логове – мрачном неприступном замке, и что лишь после победы заберет сокровище. Хорошо, мы обманем ваши ожидания. Наш герой проберется в крепость, будет таиться по углам, сражаться со стражей, но главного злодея не обнаружит. Нагнетаем напряжение: герой берет сокровище с золотого пьедестала, но ничего не происходит. Он выходит из замка, но погони нет. Но мы-то с вами знаем… Он отправляется домой. Но погони нет. Он дезориентирован. Неужели все так просто закончится? К концу пути он уже успокоен, вот уже виден вдалеке родной дом. А вот там… Его город сожжен дотла и сровнян с землей, а на руинах дворца восседает главный злодей. И уж теперь-то бежать некуда – герой принимает бой.
Это лишь первый пришедший в голову вариант, но он хорошо иллюстрирует второе требование к главной сцене – она должна обмануть (а в идеале – превзойти) ожидания читателя.
Следует отметить, что обязательная сцена не всегда выливается в бой или в физическое противостояние. Часто обязательная сцена – это разговор. Если мы имеем дело с романтической историей – это воссоединение влюбленных или последняя ночь перед расставанием. Все зависит от характера конфликта, именно поэтому я рекомендую сначала продумывать обязательную сцену. Она – ключ ко всей истории.
На этом пока остановимся. Надеюсь, вы целиком и полностью прониклись важностью обязательной сцены для сюжета, разобрались, каким образом она строится, и теперь сможете успешно применять полученные знания на практике. В чем вам и желаю успеха. Подписывайтесь на блог «Литературная мастерская»! До скорой встречи!
Получать обновления блога «Литературная мастерская» на e-mail!
Сарвар, обязательная сцена — это, как правило, кульминация третьего акта. Ставить ее в каждом акте не получится, т.к. читатель только в конце первого поймет, какие силы противоборствуют в конфликте истории.
Ну да, логично. Спасибо за ответ.
Здравствуйте!
Спасибо за статью. Я думаю, что стоит дать ссылку на эту статью в статьях, где идёт обсуждения построения Плана Произведения. Там как раз есть раздел Синопсиса и когда за него берёшься, то знание закона Главной Сцены очень пригодиться)
Геннадий, здравствуйте! Мысль верная, но я не добавляю ссылку, потому как обязательная сцена применима, в основном, только к сюжетной прозе. Пытаясь объять необъятное, я хочу показать также и литературу другого сорта (современную, постмодернизм), и там обязательная сцена может стать для автора камнем на шее, который утащит на дно. Я это к тому, что правила хоть порой и здорово помогают, но в то же время загоняют пишущего в определенные рамки и схемы. Что не слишком-то хорошо.
Понял Вас, правда есть вопросы.
Вы под современно-постмодернисткой имеете те экспериментальные образцы в литературе, что не используют сюжет? Прошу дать мне скидку, мои вопросы могут быть делетантскими, ибо я мало читаю, много о себе думаю и не разбираюсь в азах))
Главная сцена — это сцена, где все(ну, кроме затравки для продолжения и тайн, кои автор решил просто не сообщать, Вы, кажется, говорили об этом), так вот, где на все вопросы будут даны ответы? Вроде Неясыти, что пришёл к Сфайрату(Перумов «Странствия Мага»).
А в ключевой сцене второго акта, мы показываем экшн сцену главного противостояния героя и антигероя?
А в качестве обязательной сцены может быть выступление в суде? Если оно должно спасти чью-то жизнь... И от него зависит, какая сторона победит... Но теперь я уже не знаю, отвечает ли это ожиданиям читателя, или нет.
Алиса, да, может.