Саспенс и эффект удивления

Сегодня в рамках рубрики «Сила сюжета» разговор пойдет о весьма сложном, труднообъяснимом и неуловимом понятии, без которого, тем не менее, не мыслимо ни одно серьезное драматическое произведение – это саспенс. И если вы хотите, чтобы читатель не мог оторваться от вашего текста, проглатывал страницу за страницей, всем сердцем переживал за судьбы героев, то обязательно прочитайте эту статью до конца. Полагаю, вы не пожалеете.

саспенс

Саспенс

Итак, что же это за зверь-то такой?

Саспенс – это состояние тревожного ожидания, беспокойства. В русском языке этот термин употребляется только применительно к кинематографу и изредка к литературе. Саспенсом обозначают художественный эффект, особое продолжительное тревожное состояние зрителя при просмотре киноленты; а также набор художественных приёмов, используемых для погружения зрителя в это состояние.

Иными словами, саспенс – это еще и состояние максимальной вовлеченности зрителя (читателя) в происходящее. И состояние это автор вызывает у публики сознательно при помощи специальных приемов.

Как добиться саспенса?

В своей книге «Кино между адом и раем» Александр Митта уделяет достаточно много внимания вопросу формирования у зрителя саспенса. Рассказать все нюансы в рамках одной статьи просто невозможно, поэтому я настоятельно рекомендую вам обратиться к первоисточнику. Однако сейчас мы обозначим основные моменты, без которых невозможно появление саспенса у аудитории, и уже опираясь на них, вы сможете понять основное направление действия.

Читательская симпатия

Первым делом следует обратить внимание на тот очевидный факт, что читатель никогда не будет испытывать беспокойства и тревожного ожидания по отношению к герою, если этот самый герой ему не симпатичен. Мы так устроены, что сопереживаем только тем, кто нам нравится. Поэтому к созданию эффекта саспенса автор должен готовиться еще до начала написания текста, на стадии разработки плана произведения. Ему нужно придумать такого героя и такие обстоятельства, в которых читательская симпатия к персонажу наберет наибольший градус.

Примеров таких построений вы сами вспомните великое множество; саспенс, наверняка, окажется в большей части ваших любимых фильмов. Модели построения сюжета хорошо известны, самый распространенный и простой вариант — близкий и понятный нам главный герой (парень с соседней улицы) и ополчившиеся на него силы зла, многократно превосходящие беднягу по всем параметрам и грозящие неминуемым истреблением в тяжких муках.

Не очевидно, но саспенс – настолько сложное явление, что на его создание должны быть направлены серьезнейшие усилия. Зачастую весь сюжет строится таким образом, чтобы в эпизоде кульминации вызвать у публики саспенс. Ведь саспенс по сути своей – это удаленное в пространстве и времени воздействие на психику читателя. Однако начинать следует именно с личности главного героя. Нужно всерьез поработать над тем, чтобы он был симпатичен читателю. Запомним четко: нет симпатии к главному герою – нет саспенса.

Драматические ситуации

Второе. Путь к саспенсу лежит сквозь череду драматических ситуаций. Не вдаваясь глубоко в терминологию, поясню: чтобы история получилась действительно интересной, герой по ходу сюжета должен попадать в безвыходные положения, требующие от него мобилизации всех его физических и моральных сил, проявления лучших качеств. Именно когда главный герой сражается с могущественным антагонистом или с непреодолимыми внешними обстоятельствами, читатель проникается к нему симпатией, начинает сопереживать. Конечно, при условии, что цель, которую преследует главный герой, для читателя близка и понятна.

Если перечисленные условия соблюдены, возникает возможность вызвать у читателя саспенс. Обычно для этого применяется следующий прием: автор намеренно сообщает или показывает читателю смертельную опасность, которая подстерегает главного героя, а затем хладнокровно ведет его прямо в расставленный капкан. Зритель, знающий наперед о грозящей герою смертельной опасности, испытывает саспенс, так как находится именно в том состоянии тревожного ожидания и беспокойства за судьбу небезразличного ему персонажа. Все кажется довольно просто, но на практике создание подобной ситуации требует значительных усилий и соблюдения вышеобозначенных условий.

как создать саспенс

Саспенс и эффект удивления

Итак, мы с вами разобрали, каким образом обычно вызывается саспенс у читателя. Однако помимо описанного способа, существует еще один, который ведет к созданию у читателя закрытого саспенса, или эффекта удивления. Эффект удивления возникает тогда, когда ни главный герой, ни читатель не знают о надвигающейся смертельной опасности. Событие происходит неожиданно и вызывает у читателя кратковременную шоковую вспышку – эффект удивления. Вспомните, как в фильмах ужасов в момент, который вроде бы ничего страшного не предвещает, на героя из-за угла неожиданно кто-то бросается! Мы вздрагиваем, так как на нас подействовал эффект удивления.

Разница между саспенсом и эффектом удивления заключается также и в продолжительности: если саспенс можно до определенной степени растянуть во времени, то удивление – это одномоментный эпизод. Ну и конечно, создать эффект удивления значительно проще: достаточно просто выпрыгнуть на главного героя из-за угла.

В своих произведениях, думаю, есть смысл варьировать эти приемы, чередуя закрытый и открытый саспенс, не давая читателю возможности привыкнуть к чему-то одному.

Всякому ли произведению нужен саспенс?

Разумеется, нет. И речь даже не об исключениях вроде описательной прозы и неторопливо-размеренных философских притч, не всякой остросюжетной истории нужен саспенс. Конечно, все зависит от целей автора, но саспенс не является главенствующей причиной успеха или неудачи книги. Да, иногда и к месту он подобен вишенке на праздничном торте, приятное эмоциональное дополнение к рассказываемой истории, но часто его не бывает вовсе, и книга от того не становится хуже.

Для себя же стоит твердо уяснить одно: саспенс — это авторский инструмент, один из многих, но не самоцель.

Надеюсь, из этой статьи вы поняли, что такое саспенс и каким образом он создается. Теперь дело за малым – начать использовать полученные знания при работе над собственными произведениями. В этом и пожелаю вам успеха. Подписывайтесь на блог «Литературная мастерская», чтобы всегда быть в курсе обновлений! До скорой встречи!

Получать обновления блога «Литературная мастерская» на e-mail!

Саспенс и эффект удивления

13 комментариев для “Саспенс и эффект удивления

  1. Спасибо, статья очень интересная. Но мне кажется, что автор никогда не может быть на 100% уверен в том, что персонаж, даже если он положительный, понравится читателю. Например может возникнуть ситуация, когда автор считает некоторые качества положительными и наделяет ими героя, а читатель на эти качества не обращает внимания.

    Да и вообще, разные читатели полюбят тех героев, которые им ближе. Например в «Игре Престолов» мой любимый персонаж — Станнис Баратеон, хотя многие читатели/зрители его ненавидят и воспринимают как негативного героя. Поэтому у меня возникал саспенс, в том месте, где возможно автор и не планировал это делать.

    Кстати хотел спросить, как называется момент, когда читатель наоборот «злорадствует» поражению неприятного для них персонажа? Это как бы тоже своеобразный саспенс, который можно бы применить.

  2. Савелий, это тот самый момент, когда болеешь против зажравшихся миллионеров из сборной России по футболу. А как он называется, не знаю.

    А то, что герой не будет всем нравится, так это нормально. И даже если кого-то будет от него воротить — это тоже не плохо.

  3. Да ну вас с вашим английским. По-немецки это слово куда лучше звучит: die Spannung (шпаннунг).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Пролистать наверх