Саспенс и эффект удивления

Сегодня в рамках рубрики «Сила сюжета» разговор пойдет о весьма сложном, труднообъяснимом и неуловимом понятии, без которого, тем не менее, не мыслимо ни одно серьезное драматическое произведение – это саспенс. И если вы хотите, чтобы читатель не мог оторваться от вашего текста, проглатывал страницу за страницей, всем сердцем переживал за судьбы героев, то обязательно прочитайте эту статью до конца. Полагаю, вы не пожалеете.

саспенс

Саспенс

Итак, что же это за зверь-то такой?

Саспенс – это состояние тревожного ожидания, беспокойства. В русском языке этот термин употребляется только применительно к кинематографу и изредка к литературе. Саспенсом обозначают художественный эффект, особое продолжительное тревожное состояние зрителя при просмотре киноленты; а также набор художественных приёмов, используемых для погружения зрителя в это состояние.

Иными словами, саспенс – это еще и состояние максимальной вовлеченности зрителя (читателя) в происходящее. И состояние это автор вызывает у публики сознательно при помощи специальных приемов.

Как добиться саспенса?

В своей книге «Кино между адом и раем» Александр Митта уделяет достаточно много внимания вопросу формирования у зрителя саспенса. Рассказать все нюансы в рамках одной статьи просто невозможно, поэтому я настоятельно рекомендую вам обратиться к первоисточнику. Однако сейчас мы обозначим основные моменты, без которых невозможно появление саспенса у аудитории, и уже опираясь на них, вы сможете понять основное направление действия.

Читательская симпатия

Первым делом следует обратить внимание на тот очевидный факт, что читатель никогда не будет испытывать беспокойства и тревожного ожидания по отношению к герою, если этот самый герой ему не симпатичен. Мы так устроены, что сопереживаем только тем, кто нам нравится. Поэтому к созданию эффекта саспенса автор должен готовиться еще до начала написания текста, на стадии разработки плана произведения. Ему нужно придумать такого героя и такие обстоятельства, в которых читательская симпатия к персонажу наберет наибольший градус.

Примеров таких построений вы сами вспомните великое множество; саспенс, наверняка, окажется в большей части ваших любимых фильмов. Модели построения сюжета хорошо известны, самый распространенный и простой вариант — близкий и понятный нам главный герой (парень с соседней улицы) и ополчившиеся на него силы зла, многократно превосходящие беднягу по всем параметрам и грозящие неминуемым истреблением в тяжких муках.

Не очевидно, но саспенс – настолько сложное явление, что на его создание должны быть направлены серьезнейшие усилия. Зачастую весь сюжет строится таким образом, чтобы в эпизоде кульминации вызвать у публики саспенс. Ведь саспенс по сути своей – это удаленное в пространстве и времени воздействие на психику читателя. Однако начинать следует именно с личности главного героя. Нужно всерьез поработать над тем, чтобы он был симпатичен читателю. Запомним четко: нет симпатии к главному герою – нет саспенса.

Драматические ситуации

Второе. Путь к саспенсу лежит сквозь череду драматических ситуаций. Не вдаваясь глубоко в терминологию, поясню: чтобы история получилась действительно интересной, герой по ходу сюжета должен попадать в безвыходные положения, требующие от него мобилизации всех его физических и моральных сил, проявления лучших качеств. Именно когда главный герой сражается с могущественным антагонистом или с непреодолимыми внешними обстоятельствами, читатель проникается к нему симпатией, начинает сопереживать. Конечно, при условии, что цель, которую преследует главный герой, для читателя близка и понятна.

Если перечисленные условия соблюдены, возникает возможность вызвать у читателя саспенс. Обычно для этого применяется следующий прием: автор намеренно сообщает или показывает читателю смертельную опасность, которая подстерегает главного героя, а затем хладнокровно ведет его прямо в расставленный капкан. Зритель, знающий наперед о грозящей герою смертельной опасности, испытывает саспенс, так как находится именно в том состоянии тревожного ожидания и беспокойства за судьбу небезразличного ему персонажа. Все кажется довольно просто, но на практике создание подобной ситуации требует значительных усилий и соблюдения вышеобозначенных условий.

как создать саспенс

Саспенс и эффект удивления

Итак, мы с вами разобрали, каким образом обычно вызывается саспенс у читателя. Однако помимо описанного способа, существует еще один, который ведет к созданию у читателя закрытого саспенса, или эффекта удивления. Эффект удивления возникает тогда, когда ни главный герой, ни читатель не знают о надвигающейся смертельной опасности. Событие происходит неожиданно и вызывает у читателя кратковременную шоковую вспышку – эффект удивления. Вспомните, как в фильмах ужасов в момент, который вроде бы ничего страшного не предвещает, на героя из-за угла неожиданно кто-то бросается! Мы вздрагиваем, так как на нас подействовал эффект удивления.

Разница между саспенсом и эффектом удивления заключается также и в продолжительности: если саспенс можно до определенной степени растянуть во времени, то удивление – это одномоментный эпизод. Ну и конечно, создать эффект удивления значительно проще: достаточно просто выпрыгнуть на главного героя из-за угла.

В своих произведениях, думаю, есть смысл варьировать эти приемы, чередуя закрытый и открытый саспенс, не давая читателю возможности привыкнуть к чему-то одному.

Всякому ли произведению нужен саспенс?

Разумеется, нет. И речь даже не об исключениях вроде описательной прозы и неторопливо-размеренных философских притч, не всякой остросюжетной истории нужен саспенс. Конечно, все зависит от целей автора, но саспенс не является главенствующей причиной успеха или неудачи книги. Да, иногда и к месту он подобен вишенке на праздничном торте, приятное эмоциональное дополнение к рассказываемой истории, но часто его не бывает вовсе, и книга от того не становится хуже.

Для себя же стоит твердо уяснить одно: саспенс — это авторский инструмент, один из многих, но не самоцель.

Надеюсь, из этой статьи вы поняли, что такое саспенс и каким образом он создается. Теперь дело за малым – начать использовать полученные знания при работе над собственными произведениями. В этом и пожелаю вам успеха. Подписывайтесь на блог «Литературная мастерская», чтобы всегда быть в курсе обновлений! До скорой встречи!

Получать обновления блога «Литературная мастерская» на e-mail!

13 комментариев

  • Не является ли т.н. саспенс синонимом оригинальности сюжетной линии? Нескучная идея сама по себе заставит трястись за героев, их родню от третьего колена и любимого пекинеса с рваным языком в форме сердечка. Разве нет?

    Мне кажется, что никакие, даже самые удачные моменты не смогут компенсировать совершенно предсказуемую и наибанальнейшую историю. Бывает, читаешь что-то, о концовке догадываешься сразу после входа в «игру» всех персонажей. В голове уже просчитаешь, кто к кому свататься будет, кто угонит звездолет, а кто погибнет смертью глупой и беспощадной. Впоследствии случаются на пути у героев порой действительно неожиданные повороты судьбы (драматические, как гласит статья), но твое каменное читательское сердце это все равно не трогает- переживать не за кого, конец известен. Скука смертная, и мушки дохнут.

    Значит ли, что интересная идея и непрозаичный сюжет = этот самый саспенс?

  • Гелла, нет. Саспенс — это психологическое состояние зрителя (читателя). Оригинальный непредсказуемый сюжет, безусловно, способствует созданию саспенса. Однако не во всяком оригинальном тексте этот самый саспенс присутствует.

    По моему мнению, в вопросе создания саспенса в первую очередь важна эмоциональная связь читателя с главным героем (сопереживание), а вот внешние обстоятельства (вы их обозначили как оригинальность сюжета, но это совершенно не обязательно) несколько вторичны. Но для того, чтобы был нужный эффект должно присутствовать и первое, и второе.

  • Саспенс — это в кинематографе, а в литературе больше популярно хоррор нежели саспенс. 

    Я просто написал рассказ, в котором много напряжённых моментов и неопределённости, но до конца не могу определить его литературный жанр — саспенс это или же хоррор.

    Чем отличается хоррор от саспенса в литературе?

  • Игорь, хоррор — это жанр, а саспенс — это состояние.

  • Думается мне, что лучше не переусердствовать с закрытым саспенсом, так как есть риск, что твоё произведение начнёт пахнуть роялем в кустах... Это сродни с дешёвым ужастиком, где весь фильм на героев неведомо откуда прыгают монстры. Мне кажется, что открытый саспенс (правильный ли термин, не знаю...) более гибок что-ли. Как вы считаете, уважаемый Админ? Какому приёму отдаёте предпочтение именно Вы в своих произведениях? 

  • Сарвар, лично я не отдаю предпочтение чему-то одному; мне вообще редко приходится нагнетать атмосферу. Я сейчас перечитал статью и вижу, что ее, безусловно, можно дополнить, особенно примерами, потому как слишком однобоко и прямолинейно все подано. Тот же эффект удивления — это не просто выскочить из-за угла (просто самый банальный пример приведен), по сути, это — один из способов достижения того самого саспенса. Саспенс ведь можно раскручивать множеством разных способов.

    Мне вот очень нравится один момент в книге Мартина «Игра престолов», когда калека Бран поехал на прогулку верхом и, оторвавшись от братьев, заплутал в чаше. Ему встретились одичалые. Только представьте, беспомощный искалеченный мальчишка один на один с необузданными вооруженными дикарями. Вот вроде бы и ничего такого, а переживаешь за героя как за младшего брата. А все потому, что автор отлично поработал до этого, сформировав у читателей прочную связь с персонажем. Весьма показательный момент.

  • Предельно понятный ответ, спасибо. 

    Теперь позвольте Вас загрузить ещё немного: а КАК сформировать прочную связь с персонажем, помимо того, что персонаж должен нравиться читателям? Есть ли какие-то приёмы или, как Вы часто выражаетесь, рецепты? =)

  • Сарвар, да есть, конечно. Навскидку пару вариантов:

    1) Мастер своего дела. Главный герой может быть лютым негодяем, но если он крут в своем ремесле, то он будет нравиться публике. Самые яркие примеры: киллер Леон и доктор Хаус из одноименных фильмов.

    2) Ребенок или подросток. Куча авторов педалируют эту тему и, надо сказать, очень успешно. Потому что детям, столкнувшимся с жестоким взрослым миром, мы всегда сопереживаем. Примеры: «Жизнь Пи» Мартела, на которую была свежая рецензия, «Поселок» Булычева, «Гарри Поттер» Роулинг.

    3) Калька с целевой аудитории. Просто посмотрите, кого выбирают главными героинями авторы женских романов. Примеры: «Сумерки», «50 оттенков серого».

    4) Спасите котика. Прием, заключающийся в том, что при первом появлении главный герой обязательно должен совершить хороший поступок. Например, уступить место старушке в трамвае. Пусть потом он будет отрезать головы и наматывать кишки на арматуру, но т.к. первое впечатление было положительное, читатель будет склонен относиться к такому герою более лояльно.

    Ну так далее, список можно продолжать...

  • Благодарю за развёрнутый ответ! Немного удивил четвёртый вариант — неужели первое впечатление настолько мощный фактор в литературе? В любом случае, теперь стало намного понятней.

  • Сарвар, в литературе в меньшей степени, т.к. у писателя обычно намного больше времени, чтобы прорисовать образ, а вот в кино — очень мощный прием.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *