Типы главных героев

В сегодняшней статье я хочу обратиться к интересной классификации главных героев, предложенной Александром Миттой в книге «Кино между адом и раем». Зачем, спросите вы, забивать себе голову какими-то классификациями? Ведь обычно главным героем назначается простой положительный парень, и все этим вроде бы довольны, никто не возражает… Однако если смотреть шире, то таких вот простых парней из народа становится до неприличия много, и если в каждом вашем произведении будет действовать однотипный главный герой, читателям это быстро наскучит. А посему нелишним будет узнать, какие же еще существуют типы главных действующих лиц.

Перед тем, как мы перейдем непосредственно к классификации, упомяну о том, что обычно в любом произведении личность главного героя – одно из самых слабых мест. У начинающих авторов царствует так называемый мэрисьюизм – главные герои воплощают собой идеальных персонажей (умных, красивых, сильных и находчивых) и не имеют сколько-либо значимых отрицательных черт. Сами понимаете: следить за похождениями такого идеального человека – дело, скажем так, на любителя, да и в реальной жизни таких уникумов не встретишь.

Типы героев

У маститых писателей проблемы иного рода: часто главное действующее лицо у них на порядок менее интересно, чем какой-нибудь персонаж второго плана. Это происходит, в том числе, из-за того, что зачастую на главного героя ложится бремя морализаторства – именно он становится воплощением добра и справедливости, в то время как второстепенные персонажи вольны вести себя как пожелают. И разумеется, на фоне своенравных и острых на язык спутников наш правильный главный герой выглядит вяло.

Решение первой из обозначенных проблем, как мне кажется, не представляет большой сложности – достаточно лишь разбавить положительные качества героя некоторым количеством отрицательных, а вот проблема второго рода достаточно сложна, и как я уже отмечал, даже опытные литераторы зачастую не справляются с ней. Но как мне видится, ключ к ее решению – в старательной проработке характера, в углублении психологизма персонажа. Если роль изначально не харизматична, ее можно усилить только за счет глубины проработки. Возможно, в чем-то здесь поможет и наша классификация.

Типы героев по А. Митте.

Наши знакомые.

Это именно тот тип, который властвует сейчас на просторах литературы. Это тот самый парень из народа или простая романтичная девушка, которые волею судеб оказываются втянуты в какую-то передрягу или любовную историю. Главной отличительной чертой данного класса является то, что он практически не трансформируется на протяжении сюжета – то есть в финале эпопеи Иван Иванович так и остается простым слесарем, не смотря на то, что дважды спас мир и покорил сердце красавицы. И это в известном смысле противоречит логике (ну как может не измениться человек, перенесший такие испытания?!), но главное здесь другое — максимальное переживание зрителя, отождествление себя с главным героем.

Работать с таким персонажем достаточно просто – можно спокойно представить себя на его месте и бодрой поступью пройти сюжетную линию до самого конца. К такому герою, как правило, быстрее проникается доверием читатель – он, так же как и мы, узнает в нем себя. В таких обстоятельствах становится проще добиться сопереживания и саспенса. А это достаточно весомый плюс, особенно, если сама история тому способствует – ее сюжет лихо закручен, и нашему бедняге грозит одна смертельная опасность за другой.

Однако Нашего Знакомого достаточно сложно наполнить жизнью, вызвать к нему интерес читателя именно как к личности.

Андердоги.

Этим словом за рубежом характеризуют людей, пробившихся наверх с самых низов общества. Эти герои начинают абсолютно никем, но в ходе истории, преодолев множество препятствий, собственными силами добиваются успеха. Именно их внутренняя страсть, желание достичь результата и выбраться из той грязи, в которой они родились, и отличает андердогов от прочих типажей. Это сильные и смелые личности, которым хочется сопереживать. Они изначально оказались под гнетом обстоятельств, и сама их жизнь – это конфликт человека и жестокого мира.

К работе с таким персонажем нужно приложить определенные усилия, суметь отлить достоверный сплав циника и идеалиста.

Потерянные души.

Это люди, переступившие грань дозволенного, оказавшиеся по ту сторону морали и закона. Люди, потерянные для нормального общества. Яркий пример это типажа – Родион Раскольников из романа Достоевского «Преступление и наказание».

Лично я условно разделяю данную группу на два подтипа. К первому я отношу Наших Знакомых, совершивших какой-либо проступок или преступление и поломавших тем самым свою жизнь. Ко второй – отъявленных негодяев и преступников, ставящих во главу угла собственную выгоду. И те, и другие с равным успехом могут быть главными героями, однако требуют разного подхода. У первого подтипа обычно присутствует огромный внутренний конфликт – человек преступил закон, попрал нормы морали, и это не может не отразиться на его внутреннем состоянии. Он вынужден бороться не только с внешними факторами, но и с самим собой. Отъявленные негодяи, как правило, не мучаются угрызениями совести, однако даже к ним можно вызвать симпатию читателей, если они встанут на пути более могущественных и аморальных сил.

Работа с героями подобного типа крайне сложна: это путь по канату над пропастью. Нужно достоверно изобразить характер, но не отпугнуть читателя; суметь раскрыть внутренний конфликт человека, совершившего большую ошибку.

Идолы.

Лучшие представители человечества, наделенные богатством и славой, незаурядным интеллектом и красотой. А также нередко какими-нибудь сверхспособностями. Это разного рода супермены и супергерои, агенты 007 и прочие гениальные сыщики. Интерес к ним со стороны читателя объясняется простым желанием приобщиться к свершениям великого человека, настоящего героя от макушки до пят.

Здесь, по моему мнению, есть два тонких нюанса, которые нельзя оставлять без внимания.

Во-первых, у идола должна быть хотя бы одна четко обозначенная отрицательная черта. Герой не может быть идеален во всем. Например, он может быть пьяницей, наркоманом, иметь гипертрофированную тягу к замужним женщинам, может быть антисоциальным нигилистом, эгоистом и циником, да и просто человеком с расшатанной психикой. Вариантов множество! Это приблизит образ героя к реальности и сотрет барьер между ним и читателем. Поняв, что наш супермен далеко не идеален, читателю будет проще проникнуться к нему симпатией и даже в чем-то почувствовать свое превосходство над ним.

Второй момент: противостоять супергерою должен суперзлодей. Или зло планетарного масштаба. Иначе просто неинтересно.

Работа с идолами достаточно сложна: не всякий читатель принимает подобного рода характеры, да и тем, кто принимает, еще нужно суметь угодить. А уж раскрыть психологическую глубину практически идеального героя – задача наивысшей степени сложности.

На этом, пожалуй, и все. Вы познакомились с основными типами главных героев, разобрались в преимуществах и сложностях каждого из них, и теперь можете более вариативно подходить к вопросу выбора главных действующих лиц. Надеюсь, данная информация была для вас полезна. Подписывайтесь на блог «Литературная мастерская». До скорых встреч!

Получать обновления блога «Литературная мастерская» на e-mail!

Типы главных героев

14 комментариев для “Типы главных героев

  1. По-моему скромному мнению, здесь чего-то не хватает... 

    Ну, к примеру, куда отнести героя, который всю жизнь жил в роскоши (принц или король), а затем в одночасье стал никем — презираемым изгоем? Опять вспоминается Геральт Сапковского. 

  2. Сарвар, ну Геральт однозначно идол, тут и думать нечего. А данная классификация, как вообще любая классификация, по определению не может быть всеобъемлющей. Здесь просто основные типажи главных (кино-)героев.

  3. Не удержусь и поддержу предыдущего оратора: данная классификация не полна, но не потому что все классификации не полны, а потому, что идёт не от общего, а от частностей. Как результат она ограничена только теми типажами, которые всем хорошо знакомы по голливудскому кино. Например для Японии характерен типаж самурая-пришибленного-долгом, который может приобретать разные формы в фентези, фантастике, реале... Вплоть до какого-нибудь демона, этим самым долгом пришибленного. Геральт скорее относится к нему, и это лишь один тип который напрашивается сходу после прочтения статьи и неучтённый в ней.

    Начиная читать статью, я скорее ожидала увидеть больше о таких «редких» типажах, потому что все перечисленные здесь мною давно исчерпаны. Но оказалось, что это лишь классификация голливудских героев взятая из всем известной книжки. Вообще печалит, что добрая половина сайта наполнена материалом именно из неё. Открывая новый сайт посвящённый литературному творчеству я ожидала встретить хоть сколько-то неизвестных мне источников...

  4. Morvein, ваше «фи» для меня очень ценно.

  5. Не удержусь и поддержу ...самого себя. Я понимаю о чем на самом деле написала Morvein, но приведенные аргументы слишком детские. Получилось действительно “фи” а не то, что надо. Во первых стоит прочитать первое предложение в статье, внимательно. Во вторых в наше время, когда люди закупаются в ленте а потом читают чек, тема несбывшихся ожиданий вызывает зевоту. Нужны иные доводы.

    Теперь о наполнении сайта. Если для Morvein Митт(а) пройденный этап ( сказано без сарказма ) то бывают такие персонажи как я, жертвы попаданства и литрпг, почитывающие Поселягина, для которых А.М. непреодолимый этап и для которых статьи сайта окно в литературу. Я брался читать А.М., фамилию которого не знаю как писать, начинал читать множество учебников других авторов, добраться до слова конец получилось только у Голдберг и у Никитина. Но сочинение Голдберг скорее во вред пошло, по Никитину учится это как вилкой суп есть.

    Также допускаю, что я предвзят к Morvein т.к. не понял мысль поста про частное и общее... совсем не врубился, можно на пальцах пожалуйста, как это Админ делает.

    P.s. Совсем забыл. Для аудитории сайта это важно, все учебники я подло тырил в интернете, тогда как информация сайта бесплатна, можете зачесть плюс в карму Админу.

  6. Витя, а то, что надо, там и не могло получиться. Суть претензий к кому? К Митте, что он написал слишком общую классификацию? Ко мне, что упомянул ее 4 (!) года назад (на новом-то сайте), в то время, как неизвестная глубокомысленная барышня ее уже прочитала? Да мне, если честно, плевать уже на эти классификации; все это чушь собачья, как соционика. Ничего нового из них вы не вылепите. Поэтому я и не трогаю эту тему, но дань полезной и сильной книге, которая на многое мне открыла глаза, отдать я обязан. И на первых порах она вполне может стать для новичка той опорой, с чьей помощью он научится ходить. А уж потом отринет за ненадобностью эти ходули. И неужели мне необходимо разжевывать это, разъяснять каждый свой шаг, каждую строчку? Везде вешать таблички и дисклеймеры? За последний год я только и слышу, какой я дурак и как все здесь неправильно. Да я знаю не хуже вашего, что блог этот почти целиком состоит из банальностей и прописных истин — как читать книги? как написать рассказ? как придумать имя героя? Я полностью отдаю себе в этом отчет, но что поделать, если более сложные вещи не воспринимаются вовсе. Я же вижу цифры просмотров и комментариев. Я вижу, что статьи о постмодернизме (спорные, безусловно, но так спорьте же) уходят в пустоту. Так почему бы нашей начитанной барышне не отписаться в статьях об иронии и интертекстуальности?

    Любую претензию можно доносить по-разному, и я прекрасно вижу, когда человек настроен на диалог, а когда просто показывает свое «фи». Ничего личного.

  7. Добрый вечер! А вот на ваш взгляд, ув. Админ, эти четыре типа ГГ они в самом общем виде собирательные, т.е. мне не нужно думать, что есть ещё хотя бы один архитип, который тут не затронут и я могу «проиграть» если просто возьму один из этих четырёх(а по сути трёх, ибо крайний мне по мастерству не подходит)?

  8. admin200, могли бы Вы расписать ещё подробнее андердогов? Может привести примеры из кино или книг, раскрыть пропорции сплава цинизма и идеализма, а также рассказать, почему именно эти два качества. Пожалуйста. Просто я как раз хочу такой архетип взять)

  9. Геннадий, да, это собирательные типы, настолько собирательные, как расы — монголоидная, негроидная и европеоидная.

    Я хочу предостеречь вас даже от одной мысли о том, что можно просто взять какой-то тип и сунуть его в сюжет. Важно запомнить: герой и сюжет теснейшим образом взаимосвязаны. Как только мы меняем героя, изменяется и сюжет. Ну воткните вместо Терминатора Человека-Паука или Мэрри Поппинс вместо мисс Марпл, будут ли это те же самые истории? Каждый герой в силу своих внутренних противоречий и особенностей характера рождает свою собственную легенду. Вот от чего нужно отталкиваться.

  10. Благодарю за предостережение. Вы наверняка всё это знаете — сейчас у меня в голове сразу пытаются сойтись: задумка и жанровые правила, типы сюжета по Блэйку, типы героев по Митта))) И я с мучениями стараюсь собрать первый, едва обтёсанный каркас сюжета)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Пролистать наверх