В сегодняшней статье я хочу поделиться с вами теми приемами и хитростями, которые я использую при работе над сценами в своих произведениях. Как вы знаете, сцены являются некими простыми слагаемыми, элементарными частицами произведения, однако этот факт нисколько не должен принижать их значимости. Грамотная работа над сюжетом истории вовсе не освобождает автора от столь же скрупулезной и продуманной работы над сценами. Выражаясь военным языком, шлифовка отдельных сцен – это, если хотите, тактика в войне за удачное произведение, в то время как общая проработка сюжета — стратегия. Поэтому, если вы мечтаете о том, чтобы сцены в ваших произведениях держали читателя в напряжении от начала и до конца, чтобы он не мог даже близко предугадать развитие событий, читайте эту статью. Узнайте все о том, как написать идеальную сцену. Осмелюсь предположить, вы не пожалеете.
Общее направление.
Первое, с чем нужно определиться в работе над сценой — это именно общее направление развития событий. Что в ней произойдет? Как это отразится на ходе истории и на состоянии героев? Каждая сцена должна иметь свою четкую цель, выполнять хорошо вам понятные и значимые для сюжета задачи.
Например, сцена погони в романе может быть вставлена для того, чтобы:
— переместить героев в пространстве из точки А в точку Б;
— создать на пути героев препятствия, во время преодоления которых читатель будет проникаться к героям симпатией;
— обозначить очередной виток противостояния главного героя и сил антагониста.
Если автор четко не представляет сюжетных задач описываемых событий, то читатель впоследствии и подавно не сможет разобраться в этом вопросе. В результате будет создаваться ощущение необязательности эпизода, многие решат, что его можно было и опустить. Примерно так и рождается излишняя затянутость текста, а она, как вы знаете, еще ни одной книге на пользу не пошла.
Следующее, что нам нужно твердо запомнить: сцена всегда должна менять положение вещей в истории, должна двигать сюжет вперед. Иначе зачем она вообще нужна? Даже некий на первый взгляд отвлеченный разговор может иметь свое сюжетное значение, важно лишь самому понимать, в чем оно. Тогда вы сможете расставить акценты должным образом, помочь развитию сюжета через детали.
Если вы затрудняетесь в обозначении целей эпизода, сомневаетесь, необходим ли он вообще в истории, попробуйте выкинуть его и посмотреть, изменилось ли что-нибудь. Если сюжет не понес существенных потерь, значит, сцена вряд ли была необходима. А вообще, сцены, которые действительно развивают сюжет, никогда не вызовут у вас сомнений в их присутствии.
Что было до?
Есть еще одна блестящая рекомендация, которая поможет вам, во-первых, улучшить любую сцену произведения, а во-вторых, сделать героев более живыми. Как? На самом деле все очень просто. Достаточно лишь заранее подумать, а что делали наши герои за тридцать минут перед сценой? Зная эту информацию, вы сможете по-настоящему качественно проработать начало описываемого эпизода.
Возьмем для примера банальный разговор двух героев в кафе. Вот один из них сидит за столиком у окна, вот второй входит в помещение, осматривается и идет к своему знакомому. Вешает пиджак на спинку стула, присаживается. Начинается разговор. Все просто и скучно. А что будет, если мы пофантазируем на тему, как провели наши герои последние полчаса перед этим разговором? Первый, например, пришел в кафе на полчала раньше оговоренного времени — то ли он далеко живет и потому не рассчитал времени, а может, разговор для него чрезвычайно важен, и он просто не мог позволить себе опоздать. Так или иначе, он пришел заранее. Разумеется, чтобы не сидеть за пустым столом, заказал себе чашечку кофе, выпил ее за десять минут, заказал еще одну. И в тот момент, когда он допил свою вторую чашку, вошел его собеседник. То есть первый персонаж прождал разговора полчаса, выпил две чашки крепкого кофе (что не могло не сказаться на его тонусе) и уже успел захотеть в туалет. Повлияют ли эти факторы на беседу? Смею предположить, что да. А у нас на руках масса информации, которую мы можем использовать!
Про второго нам тоже по силам придумать нечто интересное. Допустим, за полчаса до встречи жена дома устроила ему жутчайший скандал. Да такой, что он в пылу перепалки забыл о назначенном рандеву. И вот он вылетел из дома за каких-то десять минут до условленного времени, поймал такси втридорога и примчался минута в минуту. Он ворвался в кафе разгоряченный и разнервированный. В голове еще не утихли эмоции от недавнего скандала, а тут еще и важный разговор…
Думаю, вам понятно, каким образом это работает. Осталось лишь подключить фантазию и должным образом обыграть это в эпизоде.
Мир не прост, совсем не прост…
Следующее наиважнейшее правило, которое нужно запомнить: ничто не должно даваться герою легко. Никакие его планы и замыслы не должны осуществляться именно так, как он задумал — на события всегда должны оказывать влияние обстоятельства или действия антагониста. Для чего это нужно, полагаю, вы уже поняли. Во-первых, это придает истории реалистичности, ведь в жизни редко что-то проходит именно так, как мы того хотим: всегда присутствует влияние других людей и неких непредвиденных обстоятельств. Во-вторых, создавая герою препятствия, мы работаем и над созданием к нему симпатии со стороны читателя, ведь ни для кого не секрет, что читатель едва ли будет сопереживать герою, у которого все и всегда получается гладко. Гораздо интереснее герой, который постоянно борется, который преодолевает несправедливость и выдирает свое счастье у мира буквально по крупицам. Опровергните меня в комментариях, если я не прав.
Как это работает на практике? Возьмем наш пример с разговором в кафе и предположим, что второй опаздывающий персонаж — наш главный герой. Итак, сначала мы доводим до читателя его план на сцену: он предполагает выйти из дома за сорок минут до назначенного срока, приехать в кафе несколько раньше, чтобы выказать собеседнику уважение и не заставлять его ждать; разумеется, у него есть некий план и на сам разговор — он уже знает, какие будет приводить аргументы, как примерно будет отвечать оппонент, и каким доводом он окончательно сможет склонить чашу весов в свою сторону. Это его ожидания. Однако будет скучно, если его план так легко сработает!
Все начинается еще до самого разговора в кафе: жена закатывает герою скандал на ровном месте, в результате персонаж тратит силы на пустые споры, вылетает из дома, ловит такси, опаздывает на встречу — словом, все уже идет не так, как он того ожидал. Разумеется, и сам разговор складывается иначе — все его аргументы, произносимые с разгоряченной головой, уже не кажутся такими лаконичными, да и собеседник неожиданно прерывает его в самых неподходящих моментах — он тоже несколько взведен от двух чашек крепкого кофе, и потом ему не терпится поскорее закончить беседу, чтобы посетить туалет…
В общем, как видите, банальная сцена разговора в кафе при должном подходе может стать практически маленьким спектаклем.
Было хорошо, стало плохо.
Еще один важный момент заключается в изменении психологического состояния героев во время эпизода. Состояние героя в финале сцены не должно совпадать с его состоянием в начале. Если в начале он был воодушевлен и полон надежд, в конце он должен быть, к примеру, разочарован или зол на всех и вся. Если в начале он апатичен, то в конце у него должен разгореться энтузиазм. Думаю, смысл понятен.
Для чего это нужно? Не секрет, что психологическое состояние зачастую меняется под воздействием каких-то внешних факторов, а в нашем случае это значит, что на героя будут действовать некие силы, и он вынужден будет либо преодолевать препятствия, либо терпеть свалившиеся на него неурядицы. Это способствует возникновению симпатии к нему со стороны читателя. К тому же такими переходами мы создаем эмоциональную объемность героя, показываем, что он умеет и радоваться, и огорчаться, и переживать, и проявлять решительность. Ведь во многих произведениях герой действительно похож на вяленую рыбу — непробиваемый и безэмоциональный. Прошу заметить, что данный совет относится не только к главным действующим лицам, но и к персонажам второго плана: изменения в их настроении также вносят разнообразие в описываемые события.
Вот такие секреты идеальной сцены я подготовил для вас сегодня. Надеюсь, используя эти советы и рекомендации, вы сможете на порядок повысить качество сцен в своих произведениях. На этом сегодня все, подписывайтесь на обновления блога, чтобы всегда быть в курсе выхода новых статей. До скорых встреч!
Получать обновления блога «Литературная мастерская» на e-mail!
Опровергните меня в комментариях, если я не прав.
Хорошая попытка 😉
Полезная статья, спасибо!
Перечитываю и понимаю: однозначно эта статья — одна из самых важных и полезных на этом ресурсе. Рекомендую обратить на нее особое внимание.
Продумывать сцены- один из самых интереснейших этапов работы над произведением! И, наверно, у каждого эпизода должна быть структура- завязка, развитие, а вот кульминации может и не бытьЕсли к примеру, мы обрываем главу на самом интересном месте =) Честно говоря, меня такой прием иногда раздражает в произведениях, но! для меня это означает лишь то, что я дочитаю книгу до конца =)
Спасибо, почему-то пропустил эту статью раньше, а теперь вот добрался. Прием «за пол часа» показался очень интересным. К сожалению, его не всегда получится применить на практике. Например, если сцены идут одна за другой, и мы и читатель знает что там и как с героями было раньше =) Смена эмоций тоже штука стоящая, но думаю применять надо с осторожностью, дабы не показалась притянутой 😉
Прием «мир не прост» это уже безоговорочно классика.
Уважаемый админ, а как быть с противоположным фактором — положительными случайностями и везением? Бывает и так ведь иногда. Как вписать чтобы вписалось реалистично? Как обычно, интересуют ваши мысли на сей счет =)
Рубен, как мне кажется, элементу т.н. везения можно найти место в истории. Вполне гармонично он смотрится в завязке, когда главный герой, например, выигрывает кругленькую сумму или получает неожиданное повышение, и с этого везения история и начинается. Однако чем ближе к развязке, тем больше мы хотим видеть силы самого характера и меньше влияния различных помощников и внешних факторов. Там «рояль в кустах» может разочаровать читателя. Но опять же, не во всех историях и не во всех жанрах. Если история имеет яркий ироничный подтекст, то не исключено, что главный антагонист может потерпеть поражение по своей глупости (а для героя это уже будет везение).
Спасибо, принято)
Хорошо прописаны приемы. Как по мне лично, очень полезно. Благодарю автора за интересную статью.