Сегодня в качестве продолжения рубрики «Писательское мастерство» я предлагаю возобновить разговор о составлении плана произведения. В прошлый раз мы разобрались, что же такое план, для чего он нужен, и почему без него значительно хуже, чем с ним. Сегодня мы разберемся, как этот самый план составлять.
Скажу сразу, не существует какой-либо единой унифицированной формы составления плана. У каждого свой взгляд на вопрос, и здесь я буду излагать те принципы, опираясь на которые, строю план сам. Соображения эти не взялись с потолка, а прошли крепкую обкатку практикой. Вы же вольны воспользоваться моим опытом, как, впрочем, и пропустить его мимо ушей. Выбор за вами.
Синопсис.
Обычно я начинаю составление плана с написания синопсиса. Хотя такая формулировка не совсем верна: те несколько скупых предложений, в которые умещается суть рассказа, не являются синопсисом в обыденном понимании, так как здесь синопсис не получается в процессе сжатия истории, а как раз наоборот – он-то и является источником основной массы, «мяса» произведения. Но на первоначальном этапе я не ставлю амбициозных целей, мне достаточно лишь четко сформулировать основную идею текста и держать ее перед глазами, дабы она не затерялась в дальнейшем, и сюжетные линии не увело куда-нибудь в дебри.
После того, как синопсис написан и сформулирована главная идея текста, я начинаю кратко описывать события истории. Порой этот шаг занимает у меня несколько недель. Взявшись выстраивать сюжетную линию, обычно быстро натыкаешься на пустоты – места, которые еще не продуманы, и что там будет происходить еще совершенно не ясно. Именно заполнение сюжетных оврагов, продумывание переходов и мостов и отнимает большую часть времени при подготовке к написанию. Однако важно понимать, что скрупулезно продуманный сюжет является тем незыблемым скелетом, на который нарастает плоть шикарной истории. Проверено на личном опыте: чем больше времени уделяется проработке сюжета, тем обычно качественнее результат. Но я не настаиваю, что над рассказом нужно раздумывать год, порой все идет настолько удачно, что пасьянс складывается за пару вечеров. Тут, как и везде, нужна золотая середина, главное – не потерять интерес к произведению.
Карточки персонажей.
Параллельно с выстраиванием сюжетных линий я занимаюсь заполнением карточек персонажей. Эта вещь не обязательная, но крайне желательная. Причем, чем длиннее и масштабнее намечается произведение, тем подробнее должны быть характеристики героев. Этому элементу работы я посвятил отдельную статью "Как составить подробную карточку персонажа", обязательно ознакомьтесь с ней, а здесь я лишь коротко перечислю основные моменты, которые обычно заношу в карточку действующих лиц:
- Имя персонажа, его прозвище.
- Роль (место в истории) и профессия (главный антагонист, друг главного героя, наставник и т.д.).
- Возраст.
- Рост и телосложение.
- Описание внешности. Я никогда не составляю фоторобот (цвет и длина волос, цвет глаз, форма ушей и носа, толщина бровей, размах ноздрей и длина ресниц), а использую только характерные отличительные детали внешности вроде длинного носа, сутулости или хромоты, бороды или усов, крупных родимых пятен на лице и т.д. Вообще, чем ярче подобранные детали, тем лучше запоминается персонаж, тем проще за него цепляется внимание читателя. Только ради бога, не переборщите с экзотикой – если каждый второй поц будет хромым и горбатым карликом, изнемогающим от чесотки, вряд ли кто-либо оценит ваши старания.
- Черты характера. Как то: раздражительность, угрюмость, беззаботность, доверчивость, мнительность – все то, что отличает персонаж от других в психологическом плане. Но здесь все очень субъективно. Вы можете расписать в плане целый букет разнообразных качеств, но если сюжет будет ставить героя только в однообразные ситуации (где он проявляет, скажет, только трусость и малодушие), то и образ получится однобоким. Сюжет и характеры взаимосвязаны, и понимание этих связей позволяет работать над текстом на совершенно ином уровне, но об этом в других статьях блога. Пока же хочу заметить, что для писателя по жизни чрезвычайно важна наблюдательность; я считаю, что автор должен постоянно культивировать ее в себе, ведь очень многие детали и даже сюжеты берутся из повседневности. Порой наши знакомые и коллеги вытворяют такое, что не придет в голову ни одному, даже самому креативному литератору. А такие нестандартные проявления – и есть лучший материал для построения ярких неповторимых образов. В общем, глядите в оба и не забывайте записывать.
- Мотивы. Чего хочет добиться герой? Сообразно каким интересам и принципам он действует.
- Одежда. Иногда тоже может послужить хорошим подспорьем для обрисовки характера. Персона, предпочитающая яркие краски, все-таки чем-то отличается от того молчуна в черной потертой кожанке, не так ли?
Подобные карточки полезно составлять для всех мало-мальски значимых персонажей в вашей истории.
Карта. Карточки локаций.
Следующий элемент составления плана – это изображение карты. Конечно, потребность в ней есть не всегда, однако зачастую героям приходится перемещаться в пространстве, а иногда и в придуманном автором мире. Чтобы не запутаться и не заблудиться, полезно нарисовать карту. Вместе с ней можно завести и карточки локаций. В них мы просто коротко описываем места, в которых происходят события (если это город, то достопримечательности и основные улицы; если комната или квартира – то обстановка). Все это позволит создать глубину мира, в котором разворачивается сюжет. И вот еще небольшой совет по поводу названий: старайтесь избегать странных, чуждых русскому языку фонетических нагромождений вроде Бильдыма, Шмонца, Киндельсвельгена и прочего. Лучше брать осмысленные, образованные от русских слов названия: Двуречье, Высокий Камень, Белая Скала. И смысловую нагрузку заложите и от родного звучания не отойдете.
Сцены.
После того, как написано краткое изложение событий, я приступаю к формированию сцен – отдельных сюжетных блоков, где происходят те или иные события (в том числе и диалоги) в короткий промежуток времени. На работу со сценами я стараюсь делать основной упор. Главное, понимать, что каждая сцена должна каким-то образом менять положение дел в произведении. Это может быть и резкий сюжетный поворот (вскрытие обмана, например) или изменение психологического состояния героя (апатия после краха надежд) – решать вам, но каждая сцена должна иметь какой-то известный вам и понятный читателю смысл. Более подробно об этом читайте в статье "Как написать идеальную сцену". Сейчас же мы пришли к тому, что в моем плане образовался самостоятельный список следующих друг за другом сцен.
В общем-то, на этом все. Подобного супового набора вполне достаточно, чтобы написать добротный интересный рассказ. В работе же над романом я практиковал составление одного общего главного плана и отдельных миниатюрных планов каждой главы. Но об этом уже в следующий раз.
Обязательно прочитайте статью "Подготовка к написанию книги", которая отлично дополняет материал этой записи.
Следите за обновлением блога. До скорых встреч!
Получать обновления блога «Литературная мастерская» на e-mail!
*HELP* 8) а помогите найти готовый план
Максик, а вам зачем?
мне бы просто даже план , произведения а не план героя :(... =)если поможите вам спасибо =)
Спасибо-это слишком много!..
Большое спасибо!
Уважаемый Админ200, не могли бы Вы, пожалуйста, ответить вот на такой вопрос: используете ли Вы в самом рассказе заготовки из плана, если не считать сцен, или же Вы не прямо их используете, а погружаете в них персонажей, в голове выдерживая картинки и попутно давая читателю разъяснения?
Спасибо большое! Я очень рада, что живут люди, которые любят свое увлечение или дело, относятся к нему серьезно и имеют очень мудрые мысли! УРА! Вы меня вдохновили!
Serene, скорее второй вариант. У меня никогда нет заранее подготовленных кусков текста или диалогов, есть только общая концепция произведения и последовательность сцен.
Выглядит это все действительно очень продуманно, последовательно, логично. В идеале так и должно писаться произведение. Но вот как быть, если план составлен, есть конкретный замысел, четко продуманна идея романа, составлены карточки героев, начинаешь писать, и вдруг персонажи начинают вести себя не по плану, зачастую меняя ход сюжета. Плохо продуманный план? Всё же составление плана — это не менее (а может и более?) серьезный труд, чем написание текста. Мастерство, которому нужно учиться и учиться =)
Леона, открою вам небольшой секрет: план тоже можно изменять и корректировать. И по ходу написания, и уже после того, как все написано. Просто потому, что в голову может прийти какой-то жутко интересный поворот или сцена, которая поможет раскрыть характер героев. Главное, придерживаться первоначальной идеи. Так что план — довольно гибкая штука. Не надо быть рабом плана; план — это инструмент для вашего же удобства.
Так оно и получается... )
Здравствуйте. Решил я опробовать себя в писательском деле в жанре фэнтези. И прежде чем писать роман начал создавать мир, в котором буде все разворачиваться, ибо живет он давно своей жизнью, и не чего не могу поделать, как выкладывать его на бумаге. Разработал относительно подробную мифологию с заделом на многомерность вселенной и ну и так сказать локальную мифологию для данного мира. Но вот беда весь свой первоначальный запал, так сказать, творческих сил, потратил на мифологию, хотя и с учетом того, что персонажи данной мифологии будут непосредственными участниками моих повествований.
Но вот есть те, кто говорят мне, что зря я взялся за этот непосильный труд — мир ваять и ни чего у меня в итоге не получится и книги не напишу и мир не создам. И посему с тех пор скребут на душе у меня кошки, не давая мне покоя.
Хочу отметить при этом что, даже написав план для книги и приступив к написанию первой ее главы, чувствую я, что не на что мне опереться (даже когда разрабатывал сам план) именно из-за не проработки окружающего мира, природы, культуры, государственного устройства страны в которой разворачиваются события (плюс к этому обнаружил так много брешей в моих знаниях). И вот метаюсь я из угла в угол и не знаю, как быть.
Связи с этим у меня к вам следующие вопросы:
1. Стоят ли чего-либо мои усилия? Правильным ли я путем иду или стоило мне все-таки начать с написания непосредственно романа (да хоть и рассказа), а мир так строить так по ходу дела?
2. Бывало ли у вас, что запал вдохновения вдруг иссекал и рука что-либо писать, не подымалась, и что в этом случае вы делали?