Работа над персонажем

В рамках блога «Литературная мастерская» я стараюсь уделять большое внимание тонкостям работы над главными героями, потому что именно пресловутые ГГ в поделках начинающих авторов чаще всего получаются наименее вразумительными. Косвенно этот аспект писательского мастерства уже затрагивался в нескольких статьях, в том числе и в записи «Как составить подробную карточку персонажа?», которую я рекомендую обязательно прочитать. Полагаю, вы также всецело прониклись идеей важности грамотной прорисовки персонажей в литературном произведении. Не повредит лишний раз заметить, что яркие и колоритные герои способны вытянуть практически любой, даже самый слабейший сюжет, в то время как картонные персонажи никогда не были любимы ни читателями, ни уж тем более критиками. Сегодняшняя публикация посвящена тем нюансам работы над героями, которые по каким-то причинам не были упомянуты в предыдущих статьях. Здесь я постараюсь восполнить информационные пробелы и сформировать у вас целостную картину работы над персонажами художественных произведений.

работа над героем

Важные аспекты работы над персонажем

Итак, эта публикация будет оформлена в виде перечня – я представляю его как небольшую шпаргалку, задача которой — сакцентировать внимание автора на определенных моментах, важных при работе над литературными героями. Здесь вы встретите и хорошо знакомые, общеизвестные пункты и кое-что новенькое. Начинаем.

Описание внешности

Зачастую это то самое, с чего начинается представление героя. Безусловно, внешность является весомым слагаемым образа, и ее нельзя недооценивать. Удачно расставленные акценты и запоминающиеся детали внешности способны здорово активизировать читательскую фантазию, оживить образ героя. И если для главного действующего лица (в силу серьезного внимания к его мотивации и внутреннему миру) внешность порою не столь важна, то для второстепенных персонажей верно расставленные маркеры являются жизненно необходимым условием, особенно если мир произведения густо населен.

Однако хочу предостеречь вас от крайностей в описаниях внешности. Некоторые авторы настолько увлекаются портретами своих героев, что выходят за всякие разумные рамки. Я, например, считаю, что описание внешности на полстраницы – уже перебор. Хотя лет сто назад такие портретные зарисовки были очень даже в ходу у наших классиков. Но времена меняются. Современный писатель должен уметь вычленять главное: те характерные элементы, которые выделяют персонаж из толпы, идентифицируют его в массиве других образов (шаркающую походку, бурную жестикуляцию, необычную прическу или деталь одежды.) Поэтому вряд ли кого-то заинтересует цвет носков вашего героя, если, конечно, они по какой-то причине не окажутся разными, и тогда уже станут заметной деталью, его отличием от других персонажей.

В общем, в качестве резюме этого блока отмечу: главная цель описания внешности – это создание у читателя набора маркеров, благодаря которым он сможет в дальнейшем идентифицировать героя по ходу сюжета.

Поступки

Чрезвычайно важный элемент, при помощи которого автор раскрывает характер героя. Близко к истине утверждение: нет поступков – нет характера. Хотя допускаю, что по отсутствию действий тоже можно судить о характере, но вопрос в том, будет ли интересно о таком герое читать? Полагаю, что нет. Таким образом, важно усвоить, что главный герой по ходу сюжета просто обязан совершать поступки – и не важно, окажутся они правильными или ошибочными, гуманными или бесчеловечными. На основании каждого из них мы сможем судить о герое: сопереживать ему, либо осуждать. Все, конечно, зависит от целей автора.

Вам может показаться, что сейчас я говорю какими-то прописными истинами, и все это уже давным-давно известно и без того понятно. Однако очень часто приходится наблюдать сюжеты, где главный герой почему-то не совершает никаких поступков. Да, он переживает приключения, на него нападают, его очень часто хотят убить, он борется, но вместе с тем не совершает поступков. Двигателем таких истории, по сути, являются внешние факторы, а не сам персонаж. Он же просто плывет по течению. Да, борется за свою несчастную жизнь. Но что в том удивительного, если всесильный автор эту жизнь ему сохранит в любом случае, как минимум до финала? Невелика честь. С таким же успехом герой мог всю книгу пролежать на диване: сам-то он никаких действий не совершает!

Таким образом, если вы хотите получить настоящего живого героя, которому хочется верить и сопереживать, он должен совершать поступки. Делать выбор, принимать решения и за свои решения отвечать. Герой должен действовать, а действия расскажут о его характера лучше любых оценок. Инициатором хотя бы части событий истории должен быть главный герой.

Мнение автора

Тонкая, чрезвычайно тонкая вещь на самом-то деле.

Обычно писатель выступает в качестве беспристрастного рассказчика. Эта роль всем привычна. Однако, рискнув привнести в повествование собственное мнение, писатель способен здорово встряхнуть сложившуюся ситуацию, какой бы обыденной и скучной она не была. Ведь кто, по сути, знает героев лучше автора, их придумавшего? Поэтому и мнение его на их счет будет чрезвычайно мощным ресурсом, и на данный момент довольно оригинальным способом раскрытия некоторых граней персонажа. Не обязательно давать какие-то длинные и многостраничные психологические характеристики, это ни к чему. Иногда достаточно одной фразы, чтобы обозначить наше отношение к поступку или поведению персонажа.

Конечно, все это должно быть продуманно, аккуратно и гармонично. Такой шаг можно заранее обыграть, указав рассказчика, к примеру, в качестве отдельного персонажа, которому уже тем более дозволено высказывать собственное мнение по любому поводу. Как видите, это довольно интересный и, главное, неизбитый прием, который при случае можно удачно использовать в своих произведениях.

Мнение других персонажей

Не открою Америки, если скажу, что определенное влияние на образ героя оказывают и мнения окружающих его персонажей. Например, если все они относятся к герою с почтением и уважением, мы понимаем, что для того есть некий весомый повод. А если окружающие пренебрегают его мнением, перебивают или просто не слушают, значит, герой не сумел добиться их доверия и уважения, либо умудрился где-то его растерять. Это тоже можно назвать важными деталями, помогающими выписать портрет персонажа.

Тут еще важно помнить, что в книге в принципе не может быть ситуации, когда все относятся к герою одинаково. Даже будь он в высшей степени гуманным и добрым, или наоборот – до омерзения жестоким и злым. Добрых будут ценить и любить, но всегда найдутся и те, кто будет завидовать, а также и третьи, кто увидят за внешними проявлениями доброты обыкновенную корысть. Со злыми и жестокими все то же самое: большинство будет бояться и сторониться их, но объявятся и подражатели, готовые идти за сильной личностью, не разбираясь в ее мотивах и намерениях. Все эти нюансы человеческих отношений нужно постараться вживить в полотно книги. Возможно, для наглядности даже потребуется нарисовать схему, обозначить на листке всех персонажей и характер отношений между ними.

Мысли героя

Не следует о них забывать. Через мысли героя проще всего раскрыть его мотивы, желания, мечты, а значит, и сам характер. Герой может размышлять, продумывать и строить планы, эмоционировать, и все это играет на руку нашему замыслу – изобразить персонажа как самого настоящего живого человека. Мысли и внутренний монолог героя – очень действенное орудие.

Также хочу обратить ваше внимание на довольно распространенный прием, когда автор вставляет мысли героя по ходу действия или диалога – зачастую с тем намерением, чтобы раскрыть смысл происходящего под другим углом. В этом случае герой может давать про себя самые неожиданные характеристики собеседнику или разворачивающимся событиям. И то, и другое, безусловно, раскрывают характер. Стоит отметить, что иногда при должном мастерстве автора подобный прием способен сделать самую скучную сцену незабываемой и искрометной. Так что рекомендую.

Речь героя

Речь персонажа тесно связана с его мыслями, однако, как мы уже отметили выше, не всегда является их явным воплощением. Тем интереснее для нас диссонанс, в котором герой говорит одно, а думает совершенно другое. В классических же случаях речь героя – это и воплощение его мыслей, и средство коммуникации с окружающим миром. Склонность к разговорам или их боязнь, речь уверенная или сбивчивая – все это яркие детали, помогающие в прорисовке характера. И, конечно же, их следует тщательно продумывать.

Речь героя также является составной частью диалогов, которые, в свою очередь, могут занимать до половины объема произведения. Именно поэтому работа над речью персонажа чрезвычайно важна. Речь включает в себя как трансляцию собственных мыслей и мотивов вовне, так и мгновенную реакцию на поступающую информацию, чужую речь. Эти два соображения всегда нужно держать в уме при работе над диалогами. Герой в разговоре должен тем или иным образом обозначать свои ценности, интересы, мотивы (иначе он попросту обезличится), а также давать реакцию на чужую речь. Соблюдение этих простых правил станет первым и очень серьезным шагом к созданию правдоподобного образа персонажа через речь. Более подробно о секретах написания диалогов читайте в одноименной статье "Диалоги" на блоге «ЛМ».

На этом, пожалуй, все. Вы познакомились с основными элементами работы над литературными героями и теперь можете смело применять их на практике. В чем вам и желаю успеха. Подписывайтесь на обновления блога «Литературная мастерская». До скорых встреч!

Получать обновления блога «Литературная мастерская» на e-mail!

Работа над персонажем

19 комментариев для “Работа над персонажем

  1. Елена, скорее нет, кроме, пожалуй, двух случаев: 1) если герой идет под собственным именем; 2) если вы добавляете герою той глубины, каковой у него не было.

  2. Спасибо за ответ. Хотелось бы дополнить для понимания картины: я оставляю от героя характер, а иногда беру какие-то внешние черты. Жаль, я думала, так все делают.

  3. Попалась на глаза интересная ссылка. Возможно вы захотите использовать её в блоге, разобрать, прокомментировать или что-то ещё.

    lesswrong.ru/w/Сокра...рсонажам

  4. Весьма интересная статья. Однако, хотелось бы узнать кое что ещё. В моём случае есть весьма... неприятная проблема. Я пишу историю постоянно переключаясь между женскими и мужскими персонажем. Хотелось бы получить советы на подобный случай, так как если с основными проблем нету, то когда задействуются второстепенные, появляются проблемы в виде схожей речи, недостаточно вжился в персонажа и так далее по списку.

    Понимаю, что запрос весьма... абстрактный, но хотелось бы советов как раз на такой случай.

  5. Влад, запрос понятный. Но вряд ли найдётся готовый рецепт для решения такой сложной задачи. Вообще, это огромная редкость, чтобы автор достоверно и реалистично отражал мир глазами противоположного пола. Я даже сейчас и не вспомню удачных примеров, а вот неудачных — сколько угодно. Тот же Лукьяненко, как мне кажется, совсем неспособен создать живой женский образ, уж не говоря о том, чтобы вести повествование от его лица. Вот у него женщины — в лучшем случае мужики-траверси, а обычно — просто сюжетная функция. И так у большинства авторов, причём у женщин проблема обратная — им не даются мужские образы.

    Поэтому для меня неудивительно, что у вас возникли такие проблемы. Но вообще, я считаю, нужно начинать с создания двух проработанных индивидуальных характеров. И подавать повествование через призму этих характеров, а уж затем привносить элементы женского и мужского. Однако всё равно без большого жизненного багажа и некоторого чисто психологического таланта понимания противоположного пола решить вашу задачу вряд ли возможно. Наверное, проще пригласить консультантом кого-нибудь из подруг, чтобы девушка указала на некоторые моменты в тексте, которые с нашей мужской точки зрения выглядят иначе.

  6. Всем привет, русские классики отлично могли, как мне видится 🙂 .

    И если есть возможность имеет смысл понаблюдать женщин :-), достаточно зайти на живой и чисто женский форум.

  7. Олег, могли, наверное, совсем не исключаю такой возможности, однако из-за того, что мы никак не можем пообщаться и понаблюдать женщин того времени, приходится верить на слово. Причём не только русским классикам, у меня та же история и с зарубежной литературой — не зная досконально тамошнего менталитета, приходится доверяться автору. А с современной русской такого нет — там сразу видно, где точно, а где фальшак.

    Я ещё подумал вот о чём. Когда мы пишет от лица женщины, мы не просто должны сымитировать её образ мысли (в этом-то весь и цимес), но и до известной степени манеру изложения. Поэтому да, чтение женской литературы и женских форумов создадут неплохое подспорье.

  8. admin200, да да, соглашусь по поводу доверять или недоверять. И еще интересно что первее женщины которые будучи помоложе начитались книжек и стали такими как героини этих книжек, а потом их перевели в героинь книжек следующего поколения. То есть сначала была книга. Или же сначала были первородные женщины которые книжек не читали совсем, но на их беду появился первый литератор и запечетлел их в своих любовых романах. То есть в этом случае сначала были женщины! Всех с пятницей! 🙂

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Пролистать наверх