Данная статья рубрики «Писательское мастерство» будет посвящена одной из самых распространенных ошибок начинающих авторов, которая с легкой руки наших западных коллег именуется витиеватым и звучным термином мэрисьюизм. Данный термин пошел от нарицательного имени персонажа Мэри Сью — молодой девушки, щедро наделенной природной красотой и очарованием, множеством самых разных талантов, купающейся в любви и симпатии окружающих. В общем, речь пойдет о всецело положительном персонаже, начисто лишенном отрицательных качеств, пороков и вредных привычек. Как вы понимаете, в реальной жизни таких людей просто не существует — даже абсолютно мирные граждане по воле обстоятельств могут своими действиями принести кому-то непреднамеренный вред, и уж совершенно точно окружающие никогда не относятся к подобным «душкам» с нескрываемым восторгом, так как везде и всегда полно завистников и недоброжелателей. А раз в реальности идеальных людей не существует в принципе, то их появление на страницах вашей истории может вызвать у читателей целый ряд вопросов.
Откуда пошел мэрисьюизм?
По этому поводу есть одна занимательная теория, которую я осмелюсь сейчас озвучить. Не знаю, способна ли она объяснить каждый случай мэрисьюизма, но вот отдельные его проявления — наверняка.
Итак, ни для кого не секрет, что у начинающих писателей по причине их молодости, неопытности и неискушенности в литературных делах зачастую возникают проблемы с фантазией. То есть при работе над личностью главного героя какого-нибудь нового произведения они нет-нет, да попадают в тупик — не могут придумать интересный образ, который понравился бы читателю. И в итоге не находят ничего лучше, как списать характер главного действующего лица с себя, но естественно (чтобы никто не догадался) внести некоторые изменения. Все бы ничего: многие авторы действительно наделяют персонажей собственными чертами характера, но наш начинающий литератор не из таких — он идет еще дальше и создает на бумаге улучшенную копию самого себя. Почему? Из-за хорошо понятного внутреннего стремления к осуществлению собственных мечтаний — для начала хотя бы на бумаге. Ведь всем будет очень интересно лицезреть, как он сделает то, о чем так давно мечтал: спасет красавицу от хладнокровных убийц, восстановит справедливость, обретет всемирную славу и станет объектом любви и обожания всех лиц противоположного пола. Не сюжет, а полный восторг! Верно?
Суть мэрисьюизма.
Суть этого явления заключается в том, что автор наделяет своего персонажа исключительно положительными качествами, щедро выдает ему таланты и способности, отмеряет лошадиную дозу обаяния и любви окружающих, а недостатки либо не придумывает вообще, либо выбирает совсем несущественные и не вносящие в общий приторный образ никаких контрастных нот.
А что же видит читатель на страницах произведения, где действует Мэри Сью? Он видит абсолютно идеального главного героя, вокруг которого вращается вся история, и бесформенные тени второстепенных персонажей. Читателю уже заранее известно, что все закончится триумфом Мэри, что славы и успеха станет еще больше, чем до того; а если автор вдруг все-таки решит соригинальничать и убить своего любимца, то произойдет это в лучших традициях героических эпопей, и память о человеке с большой буквы навсегда останется в сердцах потомков. Как вы понимаете, читатель уже после нескольких сцен сможет интуитивно уловить истинную суть такого героя и сделать соответствующие выводы о дальнейшем развитии событий. Стоит ли говорить, что в данном случае он потеряет значительную часть интереса к происходящему?
Однако не стоит забывать, что многие начинающие авторы, внутренне чувствуя появление Мэри Сью в своем тексте, пытаются замаскировать его: намеренно делают героя эдаким отщепенцем, отрешенным и оторванным от суеты внешнего мира. Мол, посмотрите, какой у него богатый внутренний мир! Зачастую замаскированный Мэри может мучиться угрызениями совести по поводу некой трагической истории, в которой он не смог проявить своих положительных качеств — не спас ребенка из горящего дома или не сумел предотвратить убийство близкого родственника. Автор заставляет своего героя страдать, полагая, что эти страдания каким-то образом смогут нагнать драматизма. Но почему-то весь этот драматизм заключен в ситуациях, в которых нет ни капли подлинной вины Мэри Сью! Вы только посмотрите, он не совершил ничего предосудительного, однако мучается и страдает! Какой молодец!
Как не допустить мэрисьюизма у своих героев?
Все достаточно просто. Возьмите себе за правило каждому своему персонажу придумывать минимум одну серьезную отрицательную черту. Идеальных людей не бывает. Так пусть ваш герой будет алкоголиком, или неврастеником, или женоненавистником, или расчетливым циником. Пусть в его прошлом будут проступки и ошибки. Это сделает характер более объемным и реалистичным. Не пытайтесь осуществить все задумки и планы героя по ходу сюжета, ни в коем случае у него не должно все получатся гладко и просто — всегда должны быть препятствия и люди, эти препятствия создающие. Думаю, если вы будете выполнять эти простые рекомендации, на страницах ваших произведений никогда не появится Мэри Сью.
На сегодня все. Думаю, вы разобрались в сути весьма неприятного явления под названием мэрисьюизм, получили рекомендации о том, как его избежать. Подписывайтесь на обновления блога. До скорой встречи!
Получать обновления блога «Литературная мастерская» на e-mail!
Конан Варвар — типичный мересью, круто дерется, быстро учится, имеет сильный характер, проницательный ум, его любят женщины и читатели. такие дела 🙂
На мой, взгляд, что бы персонаж был интересен, у него должна быть пара очень ярких черт характера, а все его недостатки должны быть обратной стороной достоинств. Например, борец за справедливость и высокие идеалы может быть излишне жесток к врагам и невнимателен к друзьям. А если к некому идеальному персонажу механически прилепить недостаток, то это будет тот же мересью, только с недостатком. Интереснее из-за этого он не станет. ИМХО.
Володя, недостатки, действительно, должны быть не записными, а вполне себе ощутимыми, влияющими и на сюжет, и на судьбу героя, и на его отношения с другими персонажами. Например, можно в самом начале назвать героя алкоголиком, но если он ни разу за текст не напьется и не набедокурит, то толку от этого не будет никакого — получится все та же Мэри Сью.
Полностью с Вами согласен. Мне вообще не нравится, когда про героя говорит автор: «Зольберг — умен и остр на язык», а по ходу сюжета Зольберг тупит на каждом углу и занудствует)))
Пока что лучшее описание проблемы Мэри Сью, которое я видел — это статья «Мэри Сью» на Лурке. Как ни странно. Да, статья (как и вообще всё на лурке) дискутабельная. Но очень полная и понятная.
Порой складывается такое впечатление, что эпидемия Мэрисьюизма коснулась всех. Пыталась вспомнить кого-то, решившего кинуть вызов толпе авторов, засахаривающих своих героев, и на ум пришел Джон Фаулз со своей «Любовницей французского лейтенанта». В ней он практически сразу и в лоб говорит о неприглядных сторонах характера героев, да что уж там, он начинает знакомство с их недостатков. Помню, я настолько не ожидала такого поворота, что подавилась древнезаваренным кофе, нелепо облив кардиган. (Хотя с главной героиней он все же чуточку перестарался, отрицательных черт вперед не выставлял, делая ее исключительно эфемерной и добродетельно-непонятой несчастными людишками).
Теперь к вопросам: О вкусах, конечно, не спорят, но кто из авторов (наверняка же есть подобный рейтинг) породил нам героев-антимэрисью? Какие создатели проявили смелость и дали ход своим неидеальным и не ванильно-сахарным персонажам? Я сейчас говорю не о плохих парнях с суровым взглядом, которые были ух,какими «вонючками»,но с приходом Мани/Дуси/Магдалины даже перестали плевать на тротуар. Де-юре авторы сделали их плохишами, образ которых заставляет барышень многозначительно краснеть. Де-факто же они прилежнее, чем ботаник из районного кружка любителей физики. Таких образов — океан, но я говорю не о них. Мне было бы крайне интересно узнать о действительно немармеладных главных героях, вышедших из-под пера/принтера стоящих авторов.
Заранее благодарю.
Гелла, спасибо за идею, я обязательно подумаю над «рейтингом книжных мерзавцев», хоть это будет и нелегко. Все же авторы в большинстве своем склонны идеализировать героев. И в этом, как мне кажется, немало причин психологических, явных и невысказанных комплексов. Авторы ведь нередко ассоциируют себя со своими главными героями. Этот вопрос мне тоже видится весьма любопытным.
Доброго времени суток!
Очень полезная статья, за это большое спасибо)
Пример:
Есть персонаж, главный герой (одного фэнтези). Он из семьи волшебников, но у него не пробуждается магия и, соответственно, не может пока ее пользоваться. Но он физически хорошо подготовлен и неплохо сражается на мечах.
Вопрос: здесь есть проявление Мэри Сью? =)
Максим, мне кажется, предпосылки имеются, хотя судить о сюжете по трем предложениям — занятие то еще...
Сей диагноз я готова выставить и своим героям. Но вот какая интересная штука. Герои Жорж Санд — махровые Мэрисью, их характеры возвышенно-идеализированны, их поступки- образец самоотверженности, сколь трагичной ни была бы их судьба. Но почему за ними так интересно наблюдать? Это мода в литературе эпохи Просвещения, и в современной прозе, как я понимаю, подобное не актуально? А вот главные герои Эмили Бронте в «Грозовом перевале» я бы сказала, прямые противоположности. минимум добродетелей и максимум пороков- они антагонисты для второстепенных персонажей)
Елена, эффект Мэри Сью вообще довольно интересен, и он, как вы правильно отметили, не столь прямолинеен, как кажется изначально. Я бы героев, пораженных этим синдромом, разделил на несколько групп по возрастанию диагноза. Начал бы с обычных людей, которым автор просто забыл придумать какой бы то ни было недостаток, а на вершине хит-парада оказались бы могущественные маги и герои, которым везде и всюду сопутствует удача. Другое дело, что наличие Мэри Сью вовсе не ставит крест на истории, если она действительно хороша.