Данная статья рубрики «Писательское мастерство» будет посвящена одной из самых распространенных ошибок начинающих авторов, которая с легкой руки наших западных коллег именуется витиеватым и звучным термином мэрисьюизм. Данный термин пошел от нарицательного имени персонажа Мэри Сью — молодой девушки, щедро наделенной природной красотой и очарованием, множеством самых разных талантов, купающейся в любви и симпатии окружающих. В общем, речь пойдет о всецело положительном персонаже, начисто лишенном отрицательных качеств, пороков и вредных привычек. Как вы понимаете, в реальной жизни таких людей просто не существует — даже абсолютно мирные граждане по воле обстоятельств могут своими действиями принести кому-то непреднамеренный вред, и уж совершенно точно окружающие никогда не относятся к подобным «душкам» с нескрываемым восторгом, так как везде и всегда полно завистников и недоброжелателей. А раз в реальности идеальных людей не существует в принципе, то их появление на страницах вашей истории может вызвать у читателей целый ряд вопросов.
Откуда пошел мэрисьюизм?
По этому поводу есть одна занимательная теория, которую я осмелюсь сейчас озвучить. Не знаю, способна ли она объяснить каждый случай мэрисьюизма, но вот отдельные его проявления — наверняка.
Итак, ни для кого не секрет, что у начинающих писателей по причине их молодости, неопытности и неискушенности в литературных делах зачастую возникают проблемы с фантазией. То есть при работе над личностью главного героя какого-нибудь нового произведения они нет-нет, да попадают в тупик — не могут придумать интересный образ, который понравился бы читателю. И в итоге не находят ничего лучше, как списать характер главного действующего лица с себя, но естественно (чтобы никто не догадался) внести некоторые изменения. Все бы ничего: многие авторы действительно наделяют персонажей собственными чертами характера, но наш начинающий литератор не из таких — он идет еще дальше и создает на бумаге улучшенную копию самого себя. Почему? Из-за хорошо понятного внутреннего стремления к осуществлению собственных мечтаний — для начала хотя бы на бумаге. Ведь всем будет очень интересно лицезреть, как он сделает то, о чем так давно мечтал: спасет красавицу от хладнокровных убийц, восстановит справедливость, обретет всемирную славу и станет объектом любви и обожания всех лиц противоположного пола. Не сюжет, а полный восторг! Верно?
Суть мэрисьюизма.
Суть этого явления заключается в том, что автор наделяет своего персонажа исключительно положительными качествами, щедро выдает ему таланты и способности, отмеряет лошадиную дозу обаяния и любви окружающих, а недостатки либо не придумывает вообще, либо выбирает совсем несущественные и не вносящие в общий приторный образ никаких контрастных нот.
А что же видит читатель на страницах произведения, где действует Мэри Сью? Он видит абсолютно идеального главного героя, вокруг которого вращается вся история, и бесформенные тени второстепенных персонажей. Читателю уже заранее известно, что все закончится триумфом Мэри, что славы и успеха станет еще больше, чем до того; а если автор вдруг все-таки решит соригинальничать и убить своего любимца, то произойдет это в лучших традициях героических эпопей, и память о человеке с большой буквы навсегда останется в сердцах потомков. Как вы понимаете, читатель уже после нескольких сцен сможет интуитивно уловить истинную суть такого героя и сделать соответствующие выводы о дальнейшем развитии событий. Стоит ли говорить, что в данном случае он потеряет значительную часть интереса к происходящему?
Однако не стоит забывать, что многие начинающие авторы, внутренне чувствуя появление Мэри Сью в своем тексте, пытаются замаскировать его: намеренно делают героя эдаким отщепенцем, отрешенным и оторванным от суеты внешнего мира. Мол, посмотрите, какой у него богатый внутренний мир! Зачастую замаскированный Мэри может мучиться угрызениями совести по поводу некой трагической истории, в которой он не смог проявить своих положительных качеств — не спас ребенка из горящего дома или не сумел предотвратить убийство близкого родственника. Автор заставляет своего героя страдать, полагая, что эти страдания каким-то образом смогут нагнать драматизма. Но почему-то весь этот драматизм заключен в ситуациях, в которых нет ни капли подлинной вины Мэри Сью! Вы только посмотрите, он не совершил ничего предосудительного, однако мучается и страдает! Какой молодец!
Как не допустить мэрисьюизма у своих героев?
Все достаточно просто. Возьмите себе за правило каждому своему персонажу придумывать минимум одну серьезную отрицательную черту. Идеальных людей не бывает. Так пусть ваш герой будет алкоголиком, или неврастеником, или женоненавистником, или расчетливым циником. Пусть в его прошлом будут проступки и ошибки. Это сделает характер более объемным и реалистичным. Не пытайтесь осуществить все задумки и планы героя по ходу сюжета, ни в коем случае у него не должно все получатся гладко и просто — всегда должны быть препятствия и люди, эти препятствия создающие. Думаю, если вы будете выполнять эти простые рекомендации, на страницах ваших произведений никогда не появится Мэри Сью.
На сегодня все. Думаю, вы разобрались в сути весьма неприятного явления под названием мэрисьюизм, получили рекомендации о том, как его избежать. Подписывайтесь на обновления блога. До скорой встречи!
Получать обновления блога «Литературная мастерская» на e-mail!
Так пусть ваш герой будет алкоголиком, или неврастеником, или женоненавистником, или расчетливым циником. 😀 а лучше все сразу *CRAZY*
Влад, ну всяко лучше, чем махровая Мэри Сью 😀
:-[я открыто пишу про свои детские недостатки
Латентный Мартин Сью бывает?)))
Геннадий, да полно. Начписы так и норовят придумать своему супермену какой-нибудь милый аристократический недостаток (вроде курения), который совершенно никак не влияет на характер. А между тем, если у героя нет серьезного внутреннего изъяна, какой-то проблемы, это и будет самый натуральный Марти Сью, сколько нелепого грима на него ни накладывай.
admin200, спасибо за ответ! А что с собой делать, чтобы герои не были «няшными» добрячками с недостатками, но так себе? Я вроде начал нормально, а потом опять начинает клонить. Не могу грязи в мир намешать, мерзости и несправедливости.
Ну, не то чтобы не могу, какой тогда к чёрту я писатель, но прям ощущаю барьер.
Геннадий, ну если у вас возникает необходимость нарочно прибавлять грязи в героя, значит, сам характер не был в должной степени продуман. И сюжет, следовательно, строился не на проблеме характера, а на каком-то внешнем привнесенном казусе.
Ну вот вам пример: инвариантная история путешествия. Зачем герой вообще пускается в опасный путь по далеким краям? В поисках сокровищ и прекрасных дам? Бросьте. Герой всегда отправляется на поиски себя, в этом подлинный смысл любого сюжета странствия. Т.е. как я уже говорил раньше и выше: герой, его характер и внутренние проблемы сами порождают единственно верный сюжет. И пока вы будете держаться за эту сцепку, все у вас будет нормально.
Спасибо, я понял! Очень доходчиво)
Главный герой на то и главный, что вокруг него вращается мир. Нужно чтобы логика событий была связана с его психикой, принятием решения и последствиями после. Я правильно понимаю?
Геннадий, вокруг героя вращается не мир, а наше внимание. И хорошо бы, чтобы оно вращалось не просто так, не в пустую.
Вот еще один пример сцепки «герой-сюжет». Допустим, мы пишем историю: маленький провинциальный город, тихий и уютный со своим вековечным укладом. Молодой парень, закончив школу и отучившись в райцентре в какой-нибудь техникуме, возвращается домой, к родителям. Но в городке ему скучно и тесно, душа рвется к свершениям, планов громадье, он не намерен прозябать тут всю жизнь. И он, заняв денег, отправляется покорять Москву.
А теперь заменим его на другого героя — умного и честного доктора, мужчину лет тридцати пяти, женатого, отца двоих детей. Доктор любит свою работу, искренне любит людей, которых лечит. Сорвется ли он со своего места в Москву? Да нет, конечно! Его и тут все устраивает! У доктора, может быть, другая проблема, что больница разваливается или что мужики травятся синькой. А амбициозному парнишке на других плевать... Вот это и есть сцепка героя и сюжета. Характер порождает сюжет, и когда мы что-либо меняем, а тем более подсовываем то андердога, то идола, то английскую королеву, кардинально трансформируется и фабульное наполнение.